Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3-х классов
1. Отгадай пословицу по двум словам и запиши:
Отмерь - отрежь.
Хлеб — голова.
2. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель».
Ответ: _________________________________________________
3. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться - …
б) Очень тесно - …
в) Усиленно думать над трудным вопросом - …
г) Хорошо запомнить - .....
4. Подбери по одному слову к схеме:
5 6, 5 зв. _________
5 6, 4 зв. _________
4 6, 5 зв. __________
5. Поставь в словах знак ударения.
Завидно, красивее, гусеница, жаворонок, звонит, засуха, торты, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи
6. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:
— маленький, малявка, маляр, малыш;
— гроза, грозный, гроздь, грозовой;
— конница, конник, подоконник, конюшня;
— лень, лентяй, лента, ленивец.
7. Замени выражение одним глаголом:
Зарубить на носу — .......... Чесать языки — …………
8. Из букв слова «ВТОРОКЛАССНИК» составь 10 существительных.
_____________________________________________________________
_______________________________________________________________
9. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:
При(______)ец, каб(_____)окошко, часто(_____)ос, ме(____)олад. АМ(........)АН.
10. Вспомни н запиши русские пословицы похожие с данными по смыслу.
а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
_______________________________________________________________________
Б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)
_______________________________________________________________________
11. Реши анаграммы и исключи лишнее слово:
САИВЛ; РЕОХ; ШПАУК; ШРАУГ.
12. Подбери синонимы к прилагательным:
Тихая езда — ... тихая ночь — ...
тихий голос — ...
верный друг — ... верный ответ — ...
крепкая веревка — ... крепкий чай — ...
крепкий организм — ....
13. Подбери слова, противоположные по смыслу:
Работать — Весёлый —
14. В каждом ряду подчеркни слово, которое относится к другой части речи:
Берег, огород, обед, красивый.
Быстрый, медленный, проворный, скорый, город.
15. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.
Кот наплакал — ... Бить баклуши — ...
Спустя рукава — … Считать ворон — ... .
16. Объясни данные фразеологизмы:
В час по чайной ложке. ___________________________
С гулькин (с воробьиный) нос. ______________________________
Куры не клюют._______________________________
Как курица лапой______________________________________
Курам на смех. ________________________________________
17. Какие слова так произносятся?
[ ГРУ С' Т' ]; [ Л' Э С' Т' ]
18. Составь слово, если в нем: корень - из слова «моряк»; приставка — из слова «прилететь»; суффикс — из слова «русский»; окончание — из слова «зимний».
__________________________________
19.Какие слова можно отнести к разным частям речи?
Рой, мой, закрой, простой, печь.
20.Из каждого слова каждой строчки возьми по одному слогу (подчеркни его), образуй и запиши новое слово:
Пластинка — картинка — павлин.______________________________
Сапоги — парашют — фантазия._______________________________
Косари — заморозки — летчик.__________________________________
21. Какие из данных слов являются сложными? Выдели корни:
снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.
22. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.
23. Саня написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку в вычислении?
|