Требования к проекту

Основными требованиями к учебным исследовательским проектам являются:

наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся – авторов проекта;

структурированность содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

соблюдение в ходе исследования определенной последовательности  действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы;

выбор и описание методов исследования;

выбор способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);

проведение наблюдений и экспериментов;

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Структурные компоненты научно-исследовательской работы

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

титульный лист;

оглавление;

введение;

главы основной части;

выводы;

заключение;

список литературы;

приложения.

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование мини­стерства, учебного заведения, на базе которых осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя, класс, ОУ, и далее фиксируется фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание  (если имеется) и должность (учителю указать  предмет и категорию), место работы. В нижнем поле указываются местонахождение учебного заведения и год написания работы.

 

Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечис­ляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны.

Работа начинается с постановки проблемы, которая  определяет направление в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Выдвижение проблемы предполагает  обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

       В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на  который направлено познание, или как  явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

       Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

       Кроме объекта и предмета исследования во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

       Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

       Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.

       Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

       Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

не включает в себя слишком много положений;

не содержит неоднозначных понятий;

выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;

проверяема и приложима к широкому кругу явлений;

не включает в себя ценностных суждений;

имеет правильное стилистическое оформление.

       Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы.

 

       Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы и  сопоставлены и  сделаны соответствующие обобщения и выводы.

       В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;

       В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

       Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида научной работы учащегося.

       В последующих главах работы, имеющих опытно-экспериментальный характер, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов (если таковые имеются в работе).

       При описании методик обязательными данными являются: ее назва­ние, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

       В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возрасте, поле и другие данные, значимые для интерпретации.

       Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше вынести в приложение. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.

перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления изучаемого явления.