Приемы рефлексии

«ПРИЁМЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».                                                   

Сегодня к  уроку в начальной школе предъявляется много требований.  Одно из главных – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Именно поэтому слово «рефлексия»  давно перестало быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (из ФГОС).

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

    При проведении уроков, с целью установления эмоционального контакта с классом в начале  и в конце  урока, я использую рефлексию настроения и эмоционального состояния.

      Например, «Цветик – многоцветик».  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

    Моим первоклашкам я предлагаю рефлексивный прием «Солнышко». Они должны закончить предложение: «Моё настроение похоже на…»: солнышко; солнышко с тучкой; тучку;  тучку с дождиком; тучку с молнией.

     Творческим является рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются  листы с изображением контура лица человека. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.   Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. 

В своей работе я использую рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

Рефлексию содержания учебного материала я  использую для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

 

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я смог…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

     Часто в конце урока я предлагаю ребятам написать синквейн на основе изученного материала.   Этот прием   помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования и детям очень нравится.

    Краткое описание данных приемов, далеко не всех, показывает, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разнообразие в урок, приучает к убедительной аргументации. Все это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Всем известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.  И рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.