Тема статьи: «Использование Лэпбука в проектной деятельности»
Проблема формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у школьников интереса к созидательной деятельности.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Один из практических методов работы с детьми является Лэпбук.
“Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю.”
Это дидактическое пособие учителя, отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих интересных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук помогает учащимся по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Что немаловажно в нынешнее время.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
целеполагание (выбор темы)
разработка лэпбука (составление плана)
выполнение (практическая часть)
подведение итогов
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата.
Более предметное создание лэпбука можно описать на примере изготовления конкретного такого пособия для детей младшего школьного возраста по теме «Рассказы Н.Носова».
Совместное составление плана: «О каких произведениях Н.Носова мы хотим рассказать?». Ребята предложили разные варианты: почитать книжки, вспомнить самые веселые рассказы. Перед детьми была озвучена проблема: накапливается много разной информации, а как же можно её всю представить? Дети предложили нарисовать картинки, сделать книжку-малышку и т.д. Ребята приняли предложенную цель. Далее обсудили с детьми, какое содержание будет в необычной книжке, наметили макет лэпбука. Совместное определение содержания приводит детей к структурированию материала.
В лэпбук вошли следующие элементы: информация об авторе, описание главных героев в виде мини - книжки, опорные слова в виде книжки – гармошки, карточки «Бюро находок»; ребусы, пословицы, задание «Щифровальщик», конверт с письмами из рассказов, пазлы «Собери картинку», аудиовикторина, записанная самим ребенком, кроссворд и раскладное поле с иллюстрациями для составления рассказа.
Оформление каждого кармашка было распределено между детьми всего класса. План, который составили по изучению темы, был конкретизирован: кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела).
В дальнейшем дети могут взять любую информацию из кармашков лэпбука. Красочное оформление дидактических заданий, мини-книжечек, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового. Таким образом, информация, представленная в лэпбуке, выполняет познавательную и развивающую функцию.
Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Учащиеся готовят индивидуально и совместно лэпбуки по другим темам, как на уроках литературного чтения, так и на уроках окружающего мира. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Таким образом, видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
|