7:17 PM
Время всегда хорошее

Тема: Урок внеклассного чтения «Путешествие во времени» по книге А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»

Цель: расширение читательского кругозора, изучение истории страны посредством художественного произведения.

Задачи:

1. развивать навыки анализа художественного текста;

2.формировать умение давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать вывод;

3. способствовать развитию монологической речи;

4.  воспитывать ответственность за свои поступки.

                                        Сценарий урока

Организационный момент

Музыкальное вступление. (Звучит отрывок из песни «Прекрасное далеко»)

-Дорогие ребята, бывают в жизни такие моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю жизнь помнят о том, что было в детстве. Не забывайте это прекрасное время. А я вам желаю всего хорошего и в вашей взрослой жизни. Потому что время всегда хорошее.

Решение проблемной ситуации. Определение темы мероприятия.

Учитель вносит под музыку из передачи «Что? Где? Когда?»  «чёрный ящик».

 -Как вы думаете, что находится в чёрном ящике? (Ответы учащихся)

Учитель, выслушав детей, достает из «черного ящика» часы.

-Как могут быть связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? (дети высказывают свои предположения)

-Действительно, тема нашего занятия будет тесно связана с понятием «Время» и звучит она так: «Путешествие во времени». (Слайд№1)

- Ребята, есть множество книг, где герои перемещаются во времени. Знаете ли вы такие произведения?

(Да, Кир Булычев «Девочка из будущего», Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал», Владислав Крапивин «Дети синего фламинго») (Слайд№2)

-Кто из нас не мечтал хотя бы однажды очутиться в машине времени и перенестись в будущее или отправиться в прошлое… Именно такое путешествие предлагают предпринять читателю авторы книги.

Знакомство с биографией авторов

Сообщение 1 ученика

У этой книги два автора Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак (Слайд№3). Это белорусские писатели. Они учились вместе на физическом факультете Белорусского государственного университета. Первое детское произведение этого творческого союза – книга «Правдивая история Деда Мороза. Как же им работается вдвоем? Они отвечают так: работа строится как в детской игре, где каждый участник дописывает по строчке в стихотворении: один пишет отрывок текста, другой его дописывает, затем наоборот и так далее. Оба отмечают, что теперь, когда они перечитывают свои романы, уже не всегда сами могут определить, кто какой отрывок написал. Одним их самых главных критериев своей литературной состоятельности Жвалевский-Пастернак считают признание маленьких читателей.

Сообщение 2 ученика

Важным элементом своей прозы они считают некоторое нереальное происшествие. Излюбленным же фантастическим приёмом становится перемещение во времени. Довольно часто писатели обращаются к теме повсеместного распространения интернета, влияния его на практически все сферы современной жизни не только взрослых, но и детей. Жвалевский-Пастернак подчеркивают важность Всемирной Сети как бесценного источника быстрой информации, но трезво смотрят на «отупляющую» способность компьютерных игр, их примитивизм в сравнении с тем удовольствием, в том числе познавательным, которое дарит живое общение и самостоятельный поиск необходимых сведений.

Сообщение 3 ученика

Идея создания подобной книги пришла в голову Евгении Пастернак, когда она рассказывала о своём детстве дочери. Писательница подумала, что было бы интересно посмотреть на него её глазами, то есть погрузить её – девочку из будущего – в советское прошлое.

Повесть «Время всегда хорошее» имеет много наград. Весной 2010 года повесть «Время всегда хорошее» получила премию «Алиса», а в июне 2011 года заняла третье место во всероссийском конкурсе Книгу.ру. Позже премии «Заветная мечта», «Крапивинская премия». (Слайд№4)

Актуализация знаний

Учитель предлагает обучающимся в парах создать кластер «Наше время хорошее». Обучающиеся актуализируют собственный жизненный опыт, создавая кластер.  Озвучивают результаты своей работы, аргументировано высказываются, слушают мнение других пар, уточняют информацию.

Работа по содержанию книги.

-Какова основная идея сюжета? (Перемещение во времени двух школьников – мальчика и девочки)

 -Какие годы?   1980 и 2018. (цифры на слайде) (Слайд№5)

80- е годы – детство ваших родителей.

-Мы с вами к какой дате ближе? 2018 - фактически ваше детство.

Просмотр видео «Воспоминания людей о жизни в СССР»

-Ваше мнение: для чего авторы переместили школьников во времени?

(выявить разницу в организации жизни, выявить общее, узнать историю быта, образа жизни людей)

 -Главное: сделать выводы и не повторять ошибок.

- Я надеюсь, вы обратили внимание, что фраза «время всегда хорошее» в тексте повторяется неоднократно.

 -Что вам понравилось в 1980 году? Что просто было интересно?

 -Что не понравилось или было непонятно?

 -Что вам нравится в 2018 году? А что бы вы переписали за автора?

 -Было что- либо, что вам захотелось перенести в 2018 год?

-Предлагаю вам сравнить эти два временных периода и заполнить таблицу. (Работа в группах) (Слайд№6)

Аспекты

1980

2018

Школа

 

 

Школьная форма

 

 

Экзамены

 

 

Машины

 

 

Имена

 

 

Книги

 

 

Телефоны

 

 

Телевидение

 

 

Быт

 

 

Работа

 

 

Одежда

 

 

Компьютер

 

 

Общение

 

 

Игры

 

 

-Отчего же зависит больше наша жизнь: от количества и качества техники или от самих людей?  Стоит ли забывать об общении реальном? О книгах?

- Вы получили задание совершить путешествие во времени в годы детства ваших родителей и описать десять отличий от своего детства (обсудить с родителями), информацию оформить в виде карточек с двухсторонней записью: одна сторона - «детство родителей», другая сторона – моё детство». Каждая запись – законченное предложение.

-Что у вас получилось? (выступления детей). Молодцы, ребята!

Физминутка. Каждое время играет в свои игры. А какие игры играли дети 80-х? Расскажите о правилах игры, название которой вам предложено? На слайдах изображены картинки, в которых зашифрованы названия игр. (Слайд№7)

Испорченный телефон.

Резиночки

Колечко

Классики

Съедобное-несъедобное

Секретики

Светофор.

Учитель организует игру «Съедобное-несъедобное».

-На переменах вы можете организовать эти игры. А мы продолжаем нашу работу.

Организация работы по обсуждению книги. Блиц-опрос.

1.Кто является героями этой книги?

2.Что происходит, когда девочка из 2018 года оказывается в 1980 году?

3. Что Олю удивило в 1980 году?

4. Что для нее стало непривычным, необычным?

5. Чем занимаются сверстники Оли?

6. Расскажите, почему в школу нельзя приносить кулич?

7. Чего не хватает Оле?

8. Как изменилась Оля?

9.Как чувствует себя мальчик, перенесшийся из 1980г. в 2018 г.? Как живут дети в будущем?

10.Что нового увидел Витя в 2018 году?

11.Что удивило мальчика?

12. Чем занимаются сверстники Вити?

13. Какие новые слова узнает мальчик?

14. Чего ему не хватает?

15. Как изменился Витя?

16.Что нового в каждом времени?

-Какие герои произведения Жвалевского и Пастернак «Время всегда хорошее» показались вам самыми интересными и запоминающимися? Охарактеризуйте этих героев.

Характеристика героев Оли и Вити с помощью приема «Кольца Венна»

      Оля                                     Витя

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bc20397bf077bad24c2ffb302f073590-l&n=13

(Слайд№8)

-Молодцы, ребята. Вы внимательно читали книгу и выделили все верно.

Игра «Данетка»

  1. Оле не хотелось идти в школу из-за контрольной работы. (да)
  2. На уроке ОКГ учили рисовать. (нет)
  3. Витя учился на тройки (нет)
  4. На шее у Вити вместе с ключом болтались старые папины часы. (да)
  5. У пионервожатой было прозвище Васса. (нет)
  6. Женю Архипова за принесенный в школу кулич хотели исключить из школы. (да)
  7. Дружина школы носит имя Зои Космодемьянской. (нет)
  8. У Оли был ник Синичка. (да)
  9. Оля и ее сверстники должны были сдавать три экзамена: русский язык и литература устно, математика письменно, история устно. (да)
  10.  Витя не обнаружил в новой комнате письменного стола. (нет)
  11.  Мама Вити в 1980 году боялась водить машину. (нет)
  12.  Оля нашла календарик с Олимпийским мишкой. (да)
  13. Один предмет из 2018 года Оля обнаружила в 1980 году. Это был кофейник. (нет)
  14. Жевательную резинку в 1980 году меняли на календарики. (нет)
  15.  Витя на первом уроке математике получил 9 баллов. (да)

Рефлексия.

-Ребята, какую познавательную ценность имеет книга А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»?

- Над какими проблемами заставляют задуматься авторы книги? Сформулируйте их.

- Какие жизненные ценности остаются важными и нужными во все времена?

Прием «Письмо по кругу»

-В группах вы передаете лист бумаги и каждый записывает свои мысли по поводу прочитанной книги. Следующий участник читает то, что написали до него и дополняет свое. (группы зачитывают)

-Ребята, у нас есть возможность переместиться во времени, как у героев художественных произведений? (конечно, есть. Это книги. Читая художественное произведение, мы можем попасть и в прошлое, и в будущее, и к инопланетянам, и к древним людям.)

-Итак, мы сегодня путешествовали по нашей стране, узнали, как жили советские люди в 1980 году, поиграли в игры наших сверстников, познакомились со школьными буднями 20 века. Может быть, кому-то из вас хотелось бы родиться в другой стране и в иное время. Но мы не выбираем место и время рождения, поэтому, по мнению авторов произведения, не нужно ругать судьбу за какие-то испытания.

-Правильно говорил Козьма Прутков: «Хочешь быть счастливым – будь им, ибо всё в твоих руках, действуй сам, ведь время всегда хорошее» (Слайд №9).

-Я вам желаю, чтобы вы не боялись отвечать у доски, чтобы видели добрые глаза одноклассников и общались не только в сети, но и глаза в глаза.

-Интересно, что родители и в прошлом, и в будущем слишком много работают.

-Поэтому желаю, чтобы у ваших родителей хватало времени на общение с вами.

И читайте книги!!!

Категория: Литературное чтение | Просмотров: 584 | Добавил: Oxana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0