7:17 PM Время всегда хорошее | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Урок внеклассного чтения «Путешествие во времени» по книге А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» Цель: расширение читательского кругозора, изучение истории страны посредством художественного произведения. Задачи: 1. развивать навыки анализа художественного текста; 2.формировать умение давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать вывод; 3. способствовать развитию монологической речи; 4. воспитывать ответственность за свои поступки. Сценарий урока Организационный момент Музыкальное вступление. (Звучит отрывок из песни «Прекрасное далеко») -Дорогие ребята, бывают в жизни такие моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю жизнь помнят о том, что было в детстве. Не забывайте это прекрасное время. А я вам желаю всего хорошего и в вашей взрослой жизни. Потому что время всегда хорошее. Решение проблемной ситуации. Определение темы мероприятия. Учитель вносит под музыку из передачи «Что? Где? Когда?» «чёрный ящик». -Как вы думаете, что находится в чёрном ящике? (Ответы учащихся) Учитель, выслушав детей, достает из «черного ящика» часы. -Как могут быть связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? (дети высказывают свои предположения) -Действительно, тема нашего занятия будет тесно связана с понятием «Время» и звучит она так: «Путешествие во времени». (Слайд№1) - Ребята, есть множество книг, где герои перемещаются во времени. Знаете ли вы такие произведения? (Да, Кир Булычев «Девочка из будущего», Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал», Владислав Крапивин «Дети синего фламинго») (Слайд№2) -Кто из нас не мечтал хотя бы однажды очутиться в машине времени и перенестись в будущее или отправиться в прошлое… Именно такое путешествие предлагают предпринять читателю авторы книги. Знакомство с биографией авторов Сообщение 1 ученика У этой книги два автора Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак (Слайд№3). Это белорусские писатели. Они учились вместе на физическом факультете Белорусского государственного университета. Первое детское произведение этого творческого союза – книга «Правдивая история Деда Мороза. Как же им работается вдвоем? Они отвечают так: работа строится как в детской игре, где каждый участник дописывает по строчке в стихотворении: один пишет отрывок текста, другой его дописывает, затем наоборот и так далее. Оба отмечают, что теперь, когда они перечитывают свои романы, уже не всегда сами могут определить, кто какой отрывок написал. Одним их самых главных критериев своей литературной состоятельности Жвалевский-Пастернак считают признание маленьких читателей. Сообщение 2 ученика Важным элементом своей прозы они считают некоторое нереальное происшествие. Излюбленным же фантастическим приёмом становится перемещение во времени. Довольно часто писатели обращаются к теме повсеместного распространения интернета, влияния его на практически все сферы современной жизни не только взрослых, но и детей. Жвалевский-Пастернак подчеркивают важность Всемирной Сети как бесценного источника быстрой информации, но трезво смотрят на «отупляющую» способность компьютерных игр, их примитивизм в сравнении с тем удовольствием, в том числе познавательным, которое дарит живое общение и самостоятельный поиск необходимых сведений. Сообщение 3 ученика Идея создания подобной книги пришла в голову Евгении Пастернак, когда она рассказывала о своём детстве дочери. Писательница подумала, что было бы интересно посмотреть на него её глазами, то есть погрузить её – девочку из будущего – в советское прошлое. Повесть «Время всегда хорошее» имеет много наград. Весной 2010 года повесть «Время всегда хорошее» получила премию «Алиса», а в июне 2011 года заняла третье место во всероссийском конкурсе Книгу.ру. Позже премии «Заветная мечта», «Крапивинская премия». (Слайд№4) Актуализация знаний Учитель предлагает обучающимся в парах создать кластер «Наше время хорошее». Обучающиеся актуализируют собственный жизненный опыт, создавая кластер. Озвучивают результаты своей работы, аргументировано высказываются, слушают мнение других пар, уточняют информацию. Работа по содержанию книги. -Какова основная идея сюжета? (Перемещение во времени двух школьников – мальчика и девочки) -Какие годы? 1980 и 2018. (цифры на слайде) (Слайд№5) 80- е годы – детство ваших родителей. -Мы с вами к какой дате ближе? 2018 - фактически ваше детство. Просмотр видео «Воспоминания людей о жизни в СССР» -Ваше мнение: для чего авторы переместили школьников во времени? (выявить разницу в организации жизни, выявить общее, узнать историю быта, образа жизни людей) -Главное: сделать выводы и не повторять ошибок. - Я надеюсь, вы обратили внимание, что фраза «время всегда хорошее» в тексте повторяется неоднократно. -Что вам понравилось в 1980 году? Что просто было интересно? -Что не понравилось или было непонятно? -Что вам нравится в 2018 году? А что бы вы переписали за автора? -Было что- либо, что вам захотелось перенести в 2018 год? -Предлагаю вам сравнить эти два временных периода и заполнить таблицу. (Работа в группах) (Слайд№6)
-Отчего же зависит больше наша жизнь: от количества и качества техники или от самих людей? Стоит ли забывать об общении реальном? О книгах? - Вы получили задание совершить путешествие во времени в годы детства ваших родителей и описать десять отличий от своего детства (обсудить с родителями), информацию оформить в виде карточек с двухсторонней записью: одна сторона - «детство родителей», другая сторона – моё детство». Каждая запись – законченное предложение. -Что у вас получилось? (выступления детей). Молодцы, ребята! Физминутка. Каждое время играет в свои игры. А какие игры играли дети 80-х? Расскажите о правилах игры, название которой вам предложено? На слайдах изображены картинки, в которых зашифрованы названия игр. (Слайд№7) Испорченный телефон. Резиночки Колечко Классики Съедобное-несъедобное Секретики Светофор. Учитель организует игру «Съедобное-несъедобное». -На переменах вы можете организовать эти игры. А мы продолжаем нашу работу. Организация работы по обсуждению книги. Блиц-опрос. 1.Кто является героями этой книги? 2.Что происходит, когда девочка из 2018 года оказывается в 1980 году? 3. Что Олю удивило в 1980 году? 4. Что для нее стало непривычным, необычным? 5. Чем занимаются сверстники Оли? 6. Расскажите, почему в школу нельзя приносить кулич? 7. Чего не хватает Оле? 8. Как изменилась Оля? 9.Как чувствует себя мальчик, перенесшийся из 1980г. в 2018 г.? Как живут дети в будущем? 10.Что нового увидел Витя в 2018 году? 11.Что удивило мальчика? 12. Чем занимаются сверстники Вити? 13. Какие новые слова узнает мальчик? 14. Чего ему не хватает? 15. Как изменился Витя? 16.Что нового в каждом времени? -Какие герои произведения Жвалевского и Пастернак «Время всегда хорошее» показались вам самыми интересными и запоминающимися? Охарактеризуйте этих героев. Характеристика героев Оли и Вити с помощью приема «Кольца Венна» Оля Витя
(Слайд№8) -Молодцы, ребята. Вы внимательно читали книгу и выделили все верно. Игра «Данетка»
Рефлексия. -Ребята, какую познавательную ценность имеет книга А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»? - Над какими проблемами заставляют задуматься авторы книги? Сформулируйте их. - Какие жизненные ценности остаются важными и нужными во все времена? Прием «Письмо по кругу» -В группах вы передаете лист бумаги и каждый записывает свои мысли по поводу прочитанной книги. Следующий участник читает то, что написали до него и дополняет свое. (группы зачитывают) -Ребята, у нас есть возможность переместиться во времени, как у героев художественных произведений? (конечно, есть. Это книги. Читая художественное произведение, мы можем попасть и в прошлое, и в будущее, и к инопланетянам, и к древним людям.) -Итак, мы сегодня путешествовали по нашей стране, узнали, как жили советские люди в 1980 году, поиграли в игры наших сверстников, познакомились со школьными буднями 20 века. Может быть, кому-то из вас хотелось бы родиться в другой стране и в иное время. Но мы не выбираем место и время рождения, поэтому, по мнению авторов произведения, не нужно ругать судьбу за какие-то испытания. -Правильно говорил Козьма Прутков: «Хочешь быть счастливым – будь им, ибо всё в твоих руках, действуй сам, ведь время всегда хорошее» (Слайд №9). -Я вам желаю, чтобы вы не боялись отвечать у доски, чтобы видели добрые глаза одноклассников и общались не только в сети, но и глаза в глаза. -Интересно, что родители и в прошлом, и в будущем слишком много работают. -Поэтому желаю, чтобы у ваших родителей хватало времени на общение с вами. И читайте книги!!! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |