7:14 PM В.Крапивин «Дети синего фламинго» |
Конспект урока по книге В.Крапивина «Дети синего фламинго» Цели занятия: обобщение и систематизация знаний учащихся о творчестве В. Крапивина и его книге «Дети синего фламинго». Ход мероприятия 1. Организационный момент. Сообщение темы. Учитель начинает классный час с высказывания из книги В. Крапивина «Дети синего фламинго» (о которой пойдет речь на данном занятии): - Человек рождается, чтобы радоваться жизни. Смотри, какое чистое небо, какая весна, смотри, сколько на земле интересного. Когда радуешься, разве спрашиваешь, зачем? Радуешься, вот и все. Учитель: Ребята, кто-то слышал эти слова? Откуда они? (Учащиеся называют автора и книгу). Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе? (учащиеся определяют тему) Учитель: Сегодня 14 октября – день рождения писателя, нашего земляка, поэтому наш классный час будет посвящён Владиславу Крапивину. 2. Актуализация знаний. Учитель: С какими книгами В. Крапивина вы знакомы? (ответы детей) -Ребята нашей школы участвовали в областном конкурсе «Сказки капитана» и сам В. Крапивин подарил им книгу «Оруженосец Кашка», которая хранится в нашей библиотеке (демонстрация книги). Учитель: Каждый человек должен знать своих великих земляков, поэтому давайте мы с вами сейчас погрузимся в мир этого замечательного писателя. 3. Биографическая справка о писателе. 1 ученик: Родился 14 октября 1938 года в Тюмени в семье педагогов Петра Фёдоровича и Ольги Петровны Крапивиных. Он был третьим ребёнком в семье, которая переехала в Тюмень из Кирова, где отец Крапивина служил православным священником, но вынужден был оставить сан и место служения, спасаясь от репрессий. Этот эпизод семейной истории оставался тайной для самого В. П. Крапивина до его преклонного возраста. 2 ученик: В детстве будущий писатель обнаружил в себе способность придумывать занимательные истории, которые рассказывал в кругу своих сверстников. По окончании школы, в 1956 году, Крапивин поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького. В годы студенчества занимался в литературном кружке, был принят на работу в газету «Вечерний Свердловск». На производственной практике после второго курса работал в отделе учащейся молодёжи газеты «Комсомольская правда». 3 ученик: Весной 1960 года в журнале «Уральский следопыт» вышел первый рассказ Владислава Крапивина. Несколько лет В. П. Крапивин работал в этом журнале. Как начинающий литератор В. П. Крапивин, по его личному признанию, испытал большое влияние К. Г. Паустовского, изучал его творчество. Первая книга В. П. Крапивина — «Рейс „Ориона“» — вышла в 1962 году в свердловском издательстве. В 1964 году Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР. В 1970—1980-е годы являлся членом редколлегий журналов «Пионер» и «Уральский следопыт». 4 ученик: В 2007 году В. П. Крапивин переехал из Екатеринбурга в Тюмень. «Екатеринбург пытаются превратить в какой-то Лас-Вегас, — сказал писатель. — Такой город мне чужой, я не хочу в нём жить». В Тюмени избран профессором Тюменского государственного университета, вёл для студентов школу литературного мастерства. 15 июня 2011 года в литературно-краеведческом центре Тюмени был открыт музей Владислава Крапивина с постоянной экспозицией «Славка с улицы Герцена», состоящей из вещей из жизни и творчества писателя. В октябре 2013 года В. П. Крапивин вновь переехал в Екатеринбург. Всего выпущено более двухсот изданий книг Крапивина на разных языках мира. Скончался 1 сентября 2020 года в Екатеринбурге на 82-м году жизни. 5 ученик: Более пятидесяти лет профессионально занимался литературным творчеством. Базовый корпус произведений «крапивинской прозы» составляют: «Оруженосец Кашка» (1965); «Валькины друзья и паруса» (1966); «Бегство рогатых викингов» (1969); «Тень Каравеллы» (1970); «Алые перья стрел» (1971); «Мальчик со шпагой» (1973—1975); «Мушкетёр и фея» (1975); «Ковёр-самолёт» (1975); «Журавлёнок и молнии» (1981); «Сказки Севки Глущенко» (1982). 6 ученик: В 1961 году Владислав Крапивин создал в Свердловске детский разновозрастный отряд «Каравелла», который в 1965 году получает статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала «Пионер». Девизом «Каравеллы» стала клятва: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня» — также. В буднях отряда формировался образ нового романтического героя — смелого и бескорыстного, выделяющегося среди своих сверстников обострённым чувством справедливости, спешащего туда, где труднее всего. Такой герой занял центральное место в творчестве писателя. Учитель: На окраине Екатеринбурга есть ничем не приметное здание, но оно хорошо известно всем юным жителям города. Каждый день здесь собираются начинающие моряки, фехтовальщики, журналисты и барабанщики. Они приходят в свой клуб с гордым названием «Каравелла». И хотя наш город находится далеко от моря, у клуба есть свои яхты, на которых ежегодно совершаются походы, есть свои палаточные лагеря, живущие по строгим армейским законам. Но не это, в первую очередь, привлекает сюда ребят. «Каравелла» - это клуб товарищей, единомышленников, смелых и честных людей. Честь и справедливость – главные качества, которыми должен обладать каждый член клуба. Равнодушие и трусость – главные враги каравелльцев. Основатель этого клуба - Владислав Петрович Крапивин, писатель, журналист, замечательный человек, с удивительными добрыми глазами. Просмотр видеоролика «Каравелла. Владислав Крапивин общается с детьми» 4. Беседа о книге «Дети синего фламинго». Учитель: Ребята, мы с вами вместе прочитали книгу В.Крапивина «Дети синего фламинго». Предлагаю начать обсуждение сказочной повести с определения, что такое «дружба». Учитель: У вас на партах листы. Как вы понимаете слово «дружба»? (учащиеся обсуждают в группах, используют прием «Кластер»)
Учитель: Дружба – это, когда тебя понимают, разделяют твои убеждения, помогают, поддерживают в любой трудной ситуации, разделяют радости и горести. Дружба - это и умение жертвовать собой во имя друзей, своими выгодами, благами, жизнью. Дружба помогает человеку стать сильнее, лучше, добрее: «Если люди дружат, они становятся сильнее, они могут спорить и бороться» (слова из повести «Дети синего фламинго»). Учитель: Ребята, зачитайте ваши цитаты о дружбе из книги (учащиеся зачитывают цитаты из «Блокнота читателя», учитель вывешивает на доску). Учитель: Мы сказали, что «Дети синего фламинго» - книга о дружбе. В этой книге две пары мальчиков-друзей. Кто они? Каковы их судьбы? Какую пару можно назвать настоящими друзьями? (учащиеся отвечают на вопросы) Чем герои похожи друг на друга и в чем их отличие? Какую пару можно назвать настоящими друзьями? Почему? Почему это произведение Крапивин назвал повестью-сказкой? Может быть, это просто сказка? Можно ли назвать эту повесть фантастической? Что такое, по-вашему, сказочная повесть, а что фантастическая? Юлька с Женькой встретились в удивительном месте – на острове Двид. Что представляет собой это место? Почему жители Двида сразу же становились взрослыми, минуя юношеские годы? Почему Дуг и его друзья избежали этого? Сумели ли помочь дети своей стране? Что в первую очередь они должны были изменить? Какова роль Юльки, Женьки, Толика в освобождении страны? Почему книга называется «Дети Синего Фламинго»? Почему Птица и ее Птенец помогали ребятам? Какой хотели правители страны видеть свой остров? Кто мог им помешать? 5. Работа с текстом Учитель: Ваша задача восстановить краткое описание книги (учащиеся работают в паре, используют прием «Восстанови текст») Эта история о том, как ____________________ попадает на странный остров ________, где и начинаются _________________________. Женька узнает, что ему суждено избавить ___________ от страшного _________, но из первого поединка мальчик выходит __________________. Он бежит от __________, встречает других_____________острова (среди которых и встречает ______________________, пропавшего раньше), вместе они выдерживают преследование властей и в итоге находят способ ________________ Ящера. Ребятам помогает мифическая птица – огромный ______________________. Учитель: Посмотрите на иллюстрации, которые вы подготовили и определите эпизоды, которые изобразили ваши товарищи (учащиеся определяют эпизод из книги). 6. Рефлексия Учитель: Сейчас вам будет предложено 4 пословицы. Ваша задача определить, какая пословица лучше всего раскрывает главную мысль повести-сказки? (учащиеся выбирают пословицу и расходятся по углам комнаты, прием «5 углов») Друг познается в беде. Не бросай друга в несчастье. Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться. Всяк избирает друга по своему нраву. При этом каждая пословица соответствует определенному цвету (красному, желтому, зеленому, синему), который, в свою очередь, соотносится с одним из четырех углов комнаты (на каждом из четырех углов помещен лист бумаги одного из упомянутых цветов). Участники, прослушав пословицу, выбирают один из предложенных вариантов ответа и перемещаются в тот угол, который ему соответствует. В случае, если ни один из четырех вариантов ответов не подходит, то участник остается в центре комнаты. Дальше в каждой группе идет обсуждение ответов на вопрос: «Почему я выбрал этот вариант ответа?». Желательно, чтобы на него ответил каждый участник в группе. 7. Творческое задание. Оригами. Учитель: Ребята, вы хорошо поработали, и сейчас я хочу вам предложить интересное задание. У вас на партах листы синего цвета. Как вы думаете, что это за задание? (учащиеся предлагают варианты заданий). Учитель: Правильно, мы с вами создадим мифическую синюю птицу. Вы сказали, что синий фламинго-символ дружбы. Пусть в ваших семьях всегда будут только дружеские отношения. Учитель показывает (на партах памятка по выполнению оригами). (Приложение 2) 8.Подведение итогов. - На этом наш классный час заканчивается. Продолжите любую строку на экране: Мне понравилось… Мне запомнилось… Меня удивило… Мне хочется… Я задумался… В заключение учитель предлагает исполнить песню «Сережка» на стихи В. Крапивина, которая как нельзя лучше предает чувства, эмоции человека (ребенка-подростка), отстаивающего идеалы настоящей дружбы, преданности, верности и чести. Учитель: - Когда вы читали эту повесть-сказку, вам было смешно и интересно. Книга вас сплотила. Я призываю вас любить книги, читать книги и беречь книги. Ведь книга нам сможет рассказать много интересного. Если вам понравилась эта книга Крапивина, читайте и другие его произведения. Спасибо за активную работу.
|
|
Всего комментариев: 0 | |