2:46 PM
«Среда обитания растений»

Тема урока: «Среда обитания растений»

Цели: углубить понятие о разнообразии растений, учить различать их; объяснить особенности строения растений и их приспособлениями к среде обитания на различных участках Земли, развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, содействовать воспитанию сотрудничества, самостоятельности, ответственного отношения за поведение в природе, любви к родине.

Ход урока: 1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! 

-Настроение каково?   Во

-Все такого мнения? Все без исключения.

-Может,  вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

-Может,  ляжем, отдохнём?  Лучше мы урок начнём!

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Посмотрели на гостей,

Улыбнулись поскорей.

-Соберите слово, которое рассыпалось – РЕСАТИНЯ (На доске появляется слово «РАСТЕНИЯ»)

-Какие ассоциации возникают?  

 Актуализация знаний

-Растения – часть какой природы? ( живой)

-Докажите, что растения – часть живой природы? ( слайд)

-Что дают нам растения? ( слайд)

-Что относится к царству растений? ( слайд)

-Как можно назвать это одним словом? ( флора – слайд)

Проверка Д/З. Тест.

2. Сообщение темы, целей

Мы сегодня продолжим говорить о растениях. Посмотрите на слайд. Скажите, чем отличаются растения? Роза и кувшинка.

Тема нашего урока «Среда обитания растений»

-Выведите определение «среда обитания»

Среда  обитания  -  это место ,где обитают, т.е.  растут,  растения. Среда обитания оказывает на растения влияние.

-Назовите необходимые условия для жизни  растений?

- Скажите, в каких местах на Земле не  обитают растения (ответы детей)

-Почему там не  обитают растения? ( вечный холод)

-Где могут обитать растения?  Просмотр ролика. установка – услышать ,какой бывает среда обитания растений Составление схемы.

 

 

 

СРЕДЫ ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ

 

 

 

 

 

                   

                     ВОДНАЯ                     ПОЧВЕННАЯ               НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ

                 водные лилии            тюльпаны                          ( н-р, клубника- её усики

 

Что означает «водная, почвенная, наземно-воздушная среда обитания»?

( у детей – на столах памятки)

-Чем отличаются растения, обитающие в водной  среде от растений, обитающих в почвенной среде? ( у водных корни тонкие, небольшие, листья широкие, для того, чтобы хорошо испарялась влага. У  растений, среда обитания которых почва – корневая система мощнее, листья уже, чтобы наоборот – влага не испарялась)

 

Работа в группе. Распределить растения по месту обитания

ЛЕСА: осина береза

ПУСТЫНИ: саксаул    верблюжья колючка

СТЕПИ: ковыль, пырей

ТУНДРА: мхи,  клюква

БЕРЕГА ВОДОЕМОВ:   Осока, камыш

ВОДОЕМЫ:   Кувшинка    водоросли

ГОРЫ:            эдельвейс, горный лук

ЛУГА:   клевер  лютик

ПОЛЯ:  кукуруза, пшеница

САДЫ И ОГОРОДЫ: виноград   крыжовник

К водорослям относится хорошо известная всем тина. В летнее время большие скопления тины плавают в толще воды и у поверхности. Разнообразные зеленые или сине-зеленые пленки, войлочные, а также ватообразные наросты на камнях, сваях, ветках — это тоже водоросли. «Цветет» вода — это снова водоросли.       Есть микроводоросли и в виде хорошо различимых невооруженным глазом точек, палочек, веточек, стеблей, листиков. Водоросли — один из древнейших представителей растительного мира. Именно они в доисторические времена обогатили атмосферу кислородом и стали родоначальниками не только всего современного растительного, но и животного мира.

 

ФИЗМИНУТКА

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали маааааааааааааааааленькими дети,

А потом все дружно встали –

Великанами вы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы прогулялись,

Вновь за дело вместе взялись

 

-Вам сейчас предстоит работа в парах – создать проект. Вы будете исследовать растение и составлять на это растение паспорт.  

-Что такое паспорт?

-Для чего он нужен?

-Какие данные указываются в паспорте человека?

-Что может быть отражено в паспорте растения?

 

Паспорт растения ( на столах у детей)

 

название

внешнее описание

продолжительность жизни

среда обитания

угроза исчезновения

 

 

 

 

 

 

показ слайдов –Ваш объект исследования:

1 ряд – лотос

2 ряд – кувшинка

3 ряд - ландыш

Работа по рядам ( работа  в парах - заполнение паспорта растения) – чтение текста

Лотос орехоносный (слайд)
Крупный ярко-розовый цветок. Растет лотос в неглубоких пресных теплых водах прудов и озёр. Многолетнее растение. Размножается семенами, которые сохраняют всхожесть более тысячи лет! Корни употребляются в пищу. Из них делают муку, крахмал и даже масло. Семена и корни используют и как лекарственное средство. Многолетнее растение. Размножается семенами и кусочками корневищ. 
Угроза гибели: сбор красивых цветов, загрязнение водоёмов.

 

Кувшинка белая. ( слайд)
Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Её белые цветки, похожие на звёздочку,  умеют предсказывать погоду: перед дождём они всегда закрываются. Каждое утро появляются на поверхности, а на ночь погружаются в воду. Семена приспособлены к жизни в водной среде – у них есть воздушные мешочки, поэтому они могут плавать на поверхности. Живет 3-5 лет. Размножается семенами, кусочками корневищ. 
Угрозу гибели представляет человек и загрязнение водоёмов.

 

Ландыш майский ( слайд)
Растет во влажных почвах, любит тень. Цветки в виде колокольчиков цветут 10-15 дней. Многолетнее растение, которое размножается отрезками корневищ. По окончании цветения на месте цветков образуются красные ягодки, которые очень ядовиты, а само растение используют как лекарство. 
Угрозу гибели представляет человек и выпасы скота.

 

-Защита проекта -  паспорта растения – чтение текста, чтение таблицы

-Какие из этих растений обитают в нашем регионе? ( в естественных условиях  -кувшинка, ландыш; в искусственных  -лотос)

Многие люди считают, что кувшинка бывает только белой, а цветки лотоса окрашены. Но это не так, поскольку на сегодняшний день существует множество гибридных сортов кувшинок различных цветов. Цветки лотоса приподняты на цветоносах над водой, но и у кувшинок есть сорта с приподнятыми цветками. Однако лотос невозможно спутать с кувшинкой благодаря его особенным плодам-коробочкам. 

Царство Растений  удивительно многообразно. Оно объединяет более 350тысяч видов растений и представлено самыми  разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только с помощью микроскопа, до деревьев-рощ, занимающих площадь  в десятки квадратных метров.

Игра "Пойми меня" ( по внешнему описанию догадаться, о каком растении идёт речь)

Весну это холодостойкое  травянистое растение встречает самым первым, ещё  даже снег не сошёл.  Почвенная среда обитания. Занесён в Красную Книгу РК

-Как думаете, почему занесено это растение в Красную книгу? ( слайд)

Среда обитания этого растения  -почвенная. Этот колючий многолетний  кустарник получил своё название за  острые шипы, которые  причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета он украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. ( слайд)

-Что ещё знаете  об этом растении? ( полезное лекарственное растение)

-Высокое многолетнее растение. Водная среда обитания. Цветёт метёлкой. Когда-то использовался в строительстве ,как дешёвый материал. Растения активно разрастаются, что засоряет водоёмы и приводит к их обмельчению. Высохшие растения часто служат причиной пожара.  ( камыш  -слайд)

-Как думаете, есть ли польза от этого растения? ( многие животные водоёма выводят там потомство и некоторое время прячутся от врагов)

Итог.  Какой бывает среда обитания растений? Как зависит строение растения от среды обитания?

Назовите растения, которые относятся к водной среде обитания, к почвенной.

Домашнее задание. Подготовить сообщение об одном ра

 

стении.

Категория: Окружающий мир | Просмотров: 158 | Добавил: Oxana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0