7:48 PM
"Словообразование. Разбор слова по составу".

Урок русского языка в 3-м классе по теме

"Словообразование. Разбор слова по составу".

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
  • составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать с источниками информации;
  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

 развернуть таблицу

Название
этапа урока

Содержание этапа

1.Организационный момент.

 

 

Мозговая гимнастика.

2.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Чистописание

 

 

 

 

 

 

4. Орфографический диктант

 

 

 

4. Сообщение темы урока.

 

 5. Включение в тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Работа над алгоритмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Практическое применение.

 

 

 

8. Творческое применение.

 

 

 

  9.Работа в группе.

 

 

 10. Тест

 

9. Итог урока.

 

 10.Информация

о домашнем задании.

 

-На доске зашифровано высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба.

Давайте попробуем его расшифровать.

“!ьтавовтсйеД !ьтавовтсйеД !меувтсещус ым огеч идар, от отЭ”

(“Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!”) Проверка.

-Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели нашего урока.

У вас на партах листы самооценки. В течение урока вы будете оценивать свою работу на каждом этапе.

-Чтобы собрать наше внимание проведём “Разминку для ума”. Отвечаем хором, быстро.

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

Общая часть родственных слов называется …

- Как называется второй зимний месяц?

Что находится между городом и селом?

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ….

Часть слова без окончания называется …

Назовите слово, противоположное слову враг.

Чем кончается лето и начинается осень?

Сколько гласных букв в русском алфавите?

На доске ряд букв:

ПСРЛИОСВТОАОВБКРААСЗУОФВФАИНКИСЕ

- Назовём гласные, встречающиеся в этой группе. (и,о,а,е,у)

- Что в них интересного? Какую гласную заменим? (“у” на “я”) Обоснуйте.

(Требуют проверки в безударной позиции в корне)

-Определим порядок следования элементов в данном ряду:

Яяяя яЯяя яяЯя яяяЯ

-Напишем эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

 

Следующее задание на повторение. Вам нужно исправить ошибки и записать слова правильно (слайд).Оцените свою деятельность на этом этапе.

 

-Гласные вместе с согласными образуют слова. Какие слова вы увидели? Отыщем тему

урока в ребусе:

(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

Какую цель мы должны достичь на уроке?

-Какие слова остались?

-Для чего нужны приставка и суффикс?

С.33-34

-Прочитаем слова, образованные приставочным способом.

-Прочитаем слова, образованные суффиксальным способом.

-Зачем нужно уметь образовывать слова разными способами, определять состав слова?

(Чтобы расширять свой словарный запас, уметь правильно определять место орфограммы в слове.)

-Определим место орфограммы в словах. Покажем место безударной гласной в корне жестами. (Безударная гласная - кулачок, части слова - жестами)

-Побег, денёк, кисточка, рассвет, в клетке, водить, пишет, ключик. Отлично!

-А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро и грамотно разбирать слова по составу? (План действия, алгоритм).

-Следовательно, еще одна цель нашего урока? (повторить  алгоритм разбора слова по составу).

На слайде пошаговый план алгоритма. Учащиеся работают в парах.

-Составим алгоритм разбора слова по составу.

-Запиши слово.

-Измени слово и выдели окончание.

-Отдели окончание от основы и выдели основу.

-Подбери однокоренные слова и выдели корень.

-Найди и обозначь приставку и суффикс.

Проверка:

-Какой первый шаг?

-Что нужно сделать потом?

-Мы составили  алгоритм. Давайте убедимся в правильности его построения.

-Откроем учебник на стр.39 у.2(самостоятельно). Проверяют товарищу по правому плечу.

Оцените себя в листе.

 

Эстафета.

На листе записаны слова. Учащиеся в группе по цепочке  выделяют части слова, используя алгоритм.

заморозки изморозь зимний

побег загадка предвестник

снежинка ледяной

Проверка на слайде.

 

Работа с таблицей. С.34 у.3. Используя данные части слов, нужно составить слова разным способом.

Оцените себя.

Вы научились  составлять слова разным способом. Молодцы!

 

На слайде 5 заданий. Вам нужно выбрать правильный ответ и записать в тетрадь.

 

-Сегодня на уроке:

Мы составили …

Мы научились …

Вы хорошо поработали. Возьмите  лист самооценки и поставьте общую оценку за урок.

Лист самооценки на уроке.

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Чистописание

 

Орфографический диктант

 

Работа над алгоритмом.

 

Практическое применение.

 

Эстафета

 

Работа в группе

 

Тест

 

 Домашнее задание на с.40 у.5. Спасибо за работу!

 

Категория: Русский язык | Просмотров: 75 | Добавил: Oxana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0