7:00 PM
Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема учебного занятия: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока:  проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям, создать условия для формирования умения обучающихся работать с текстом произведения, выразительно читать, пересказывать

 

 Действия учителя

Действие ученика

-Все за парты тихо сели на меня все посмотрели. 

Меня зовут Алина Григорьевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Итак мы начинаем.

Звучит музыка «В гостях у сказки». На фоне музыки:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.

-Вы догадались, куда мы отправимся в гости?

Да, ребята верно, молодцы

слайд

 

Выполняют задание учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сказку

-Как называется сказка если один человек придумал,  второй добавил, третий дополнил, четвертый рассказал другому и она передается из уст в уста.

Верно это народная сказка.

слайд

-Почему мы называем её народной?

-Какой народ может сочинить сказку?

слайд

-Какая группа сказок есть ещё? (Кто еще писал сказки?)

 Молодцы всё правильно

-Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной?

Посмотрите иллюстрации, что это за сказка? И к какой группе отнесем?

Слайд 2

«Гуси-лебеди» р.н.с.

Братья Гримм «Семеро храбрецов»

 «У страха глаза велики»р.н.с.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин

«Царевна-лягушка» р.н.с.

 

-Вижу, что вы любите читать сказки. Молодцы!

Русская народная

 

 

 

 

Авторские и народные

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

-Ребята, скоро наступит долгожданное и любимое время года одного из сказочных героев. А вот кто это догадаться помогут подсказки.

Музыка скрип снега

Подсказка 1: Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет.

Подсказка 2: Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма.

Подсказка 3: Его дом находится  в Великом Устюге

- О ком же будете читать сегодня?

слайд

-Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети? (Какие дети могут быть у Деда Мороза?)

- А вот о ком мы будем говорить сегодня, вы узнаете и помогут нам в этом ребята.           Слушаем твою загадку

 Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

Что это?

слайд

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый…

слайд

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке

слайд

Без рук, без ног,

 По полю рыщет,

 Поет да свищет,

 Деревья ломает,

 К земле траву приклоняет

Слайд

Ребята как вы думаете, почему все картинки видим вместе?

 - Откройте учебник на с. 140 (по закладке), назовите  тему урока.

слайд

Проанализируйте страницы учебника 140-141

- Какую цель урока вы поставите перед собой? (Чему научимся, что узнаете?)

- Да, ребята, вы сказали все правильно и верно. Помимо этого  на уроке мы постараемся сделать важное открытие «Зачем земля покрывается снежным одеялом?»

-Скажите свои предположения о чем может быть эта сказка?

-Давайте проверим правильными ли окажутся ваши предположения, что для этого нам нужно сделать?

Прочитать сказку.

- Садимся как слушатели. Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками будете следить по тексту.

Чтение учителя

- ребята вам понравилась сказка?

-Какие предположения оказались верными?

-Какое время года в сказке?

-Зачем Дед Мороз собрал своих детей? 

– Определите тему произведения. О ком или о чём эта сказка?

Для этого поработайте в паре, посоветуйтесь, обсудите и ответьте на вопрос эта сказка

слайд

о Родине – красный;

о природе – зеленый;

о детях – жёлтый;

о животных – коричневый;

о волшебстве и приключениях – синий.

– Каким цветом обозначим?

–пары работаем, советуемся, обсуждаем.

Поднимаем кружок нужного цвета.

- посмотрите у нас есть разные цвета, почему вы так считаете, замечательно все справились правильно, эта сказка о природе

-Как одним словом мы можем назвать детей Деда Мороза?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О Деде Морозе (определяют тему урока)

- метель, вьюга, ветер, снежинки –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»Познакомиться со сказкой, узнать её героев, их поступки, продолжать учиться составлять  модель обложки, научиться выразительно читать сказку, природа, явления природы

Физминутка

Встаем возле парт ровно как солдатики, какие молодцы

Так как сказка зимняя нам нужно согреться, выполним упражнения

-Представьте, что на улице дует сильный ветер и вы замерзаете, дрожите от холода.

-Трем ручки согреваемся (ЕСЛИ ВЫ ЗИМОЙ ЗАМЕРЗНИТЕ ВО ВРЕМЯ ЗИМНИХ ИГР, ТО ТАК ТОЖЕ МОЖНО СОГРЕТЬСЯ)ГОРЯЧИЕ РУЧКИ?

-Трем щечки

-Представим, что снежинки падают нам на лицо (снежинки белые, легкие, большие, попадают на щеки, нос, лоб )

-Согреваем теплым воздухом ручки, дуем аккуратно, на свои ручки, а не на соседа

-Ветер может быть сильным, а может быть слабым, поэтому сделаем упражнение. Рука это ветер, когда рука поднимается вверх, то мы дуем сильно, когда опускается вниз, то дуем слабее.

Отлично согрелись, теперь тихонечко присаживаемся.

 

Выполняют упражнения, повторяя за Снеговиками

 

Теперь поработаем с текстам в учебнике. Вы будете читать сказку  самостоятельно по-разному, а как я вам скажу: читаем вслух, шепотом, вполголоса, голосом, про себя, вполголоса, громче, быстрее, шепотом.

 - Замечательно, отлично поработали, почитали.

- Давайте похвалим вашу умную головку, погладим её. Какая она молодец, умница.

А сейчас работаем в паре. Задание будет очень интересным.

У меня есть вот такая, красивая, замечательная, скромная ромашка, которая называется ромашка Блума, на лепестках которой написаны вопросы. Каждая пара сорвет по одному лепестку и ответит на вопрос. Выходим по одному человеку от пары срываем лепесточки.

слайд

1 лепесток - Сколько детей было у Деда Мороза?
2 лепесток- Какую работу сделал Ветер?

 

3 лепесток -Что сделал Лёд?

 

4 лепесток- Какую работу выполнил Иней?

 

5 лепесток- Какую работу сделала Снежинка?

 

6 лепесток- Что волновало Деда Мороза? (скоро наступит зима и Чтобы узнать, кто из низ лучше людям поможет.)

7 лепесток- Что было если бы снежинка не покрыла землю снегом.

8 лепесток - Почему отец особенно похвалил снежинку?

-Вижу некоторые паря уже готовы. Решите, кто из вас будет читать вопрос, а кто давать ответ.

- Сейчас отвечая на вопросы будем собирать нашу ромашку блума.

Оцените работу своей пары

Слайд

Покажите  кружок нужного цвета

Красный- задание выполнить не удалось

Желтый-  есть ошибки, недочеты,

Зеленый-  все сделано правильно

Хорошо, молодцы я довольна вашими оценками

- Каких детей вырастил Дедушка Мороз? Какие качества можно им подобрать из представленных

Выберите, пожалуйста, можно и добавить своё.

Слайд

заботливых

злых

беспокойных

жалостливых

равнодушных

хвастливых

добрых

скромных

Слайд

- Ребята, а вот посмотрите, какие разные по форме и размеру могут быть снежинки

- Первым научился фотографировать снежинки в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И за, что фотограф, получил  прозвище

- как вы думаете какое? «Снежинка».  Ни один узор не повторяется. давайте посчитаем лучики у снежинки.

-А вам хочется по-настоящему увидеть снежинки так же близко?

- Ваше желание сбудется. У меня есть специального оборудование это электронный микроскоп. Вот он нам и поможет увидеть красоту снежинок поближе. (для чего он нужен, чтобы мы могли увидеть предмет как можно ближе)

- Снежинки очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.

Опыт дольше

- Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Как так?—думаете  вы. — Ведь снег холодный!» И все же он защищает от холода, как теплое зимнее пальто. Как между волокнами ваты, так и между отдельными кристалликами снега заключен воздух.  
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки. Под такой периной растениям тепло.

-- . Мы узнали  многое о снежинках , посмотрели, как художник нарисовал её героев, прослушали народную сказку, а теперь пришло время  показать своё творчество.

Работаем в группах.

Рассаживаемся, вспомните правила работы в группе, незабывайте про взаимопомощь и уважение, умейте слушать друг друга, договариваться между собой.

1 группа.  Представьте, что вы артисты. И вам надо эту сказку проинсценировать. Распределить роли и подготовить выразительное чтение по ролям. 
Давайте назовём действующих лиц. Чтобы точно передать характер и настроение героев обратитесь за помощью к слайду. передав голосом характер героев. Как говорит Ветер? (быстро, громко, завывающим голосом). Как говорит Снежинка? (тихо, скромно, с нежностью). Как говорит Иней? (восторженно, с восхищением). Лед? (твердым и уверенным голосом). Дед Мороз? (ласково)..

- 2 группа

-К нам обратились работники телевидения с просьбой рассказать эту сказку детям в передаче «Спокойной ночи, малыши!»

Подготовить пересказ сказки. Для вас помощь находится в учебнике  на странице 141 внизу.

 

Ответы групп

Молодцы, хорошие  из вас получились артисты.  Какие вы все талантливые дети.

Каждой группе я раздала карточки с оценками. Сейчас оцените работу своей группы.

Итог урока

С каким произведением мы познакомились?

-Чему учит эта сказка?

Ребята в начале урока каждый из вас ставил свои цели. А сейчас мы с вами устроим настоящий снегопад, который поможет убедиться в достигнутых целях. У вас в лоточках есть снежинки. Выберите соответствующий сектор куда прилетит ваша снежинка: активно участвовал, было интересно, узнал новое, было понятно,

Выходим и крепим.

слайд

Домашнее задание. Нарисовать героя, который больше всего понравился или пересказать сказку по плану.(слайд29)

Оценки

Встали все из-за парт ровно, красиво, как солдатики. Спасибо вам огромное вы у меня большие молодцы, за активную работу на уроке все получаете пятерки. Я очень  счастлива, что работала с вами на уроке. Спасибо всем урок окончен.

- Отвечают на вопросы.

Работа в парах над составлением модели обложки.

 

Находят ошибки и исправляют

 

Работа над содержанием сказки. Ветер нагнал холода, чтобы люди знали, что зима идёт.

- Лёд на реках мосты построил.

- Иней лес украсил, чтобы он был красивый.

 

 

 

 

Она добрая, заботливая, сочувствующая, беспокойная. Ведь самое главное – это доброта, душа человека.

 

.

-

 

-

.

 

Самостоятельный поиск информации в тексте и запись в тетрадь.

 

 «Мне стало землю жалко. Я покрыла её снегом»

 

- Хороших, потому, что они принесли пользу людям.

- Потому, что она лучше своих братьев. У неё была особенная душа и она принесла пользу земле и людям.

 

 

 

 

 

Добрая, внимательная, заботливая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Она покрыла её белым снегом.

 

 

 

 

 

 

Категория: Литературное чтение | Просмотров: 207 | Добавил: Oxana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0