2:52 PM "План и карта" |
"План и карта" ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить ребят с понятиями “план”, “карта”, “масштаб”; начать вырабатывать у них навыки применения планов и карт; формировать интерес к предмету. ОБОРУДОВАНИЕ: разнообразные планы и карты, различные предметы, их рисунки и планы. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. Учитель. В руках у меня конверт. Отправил этот конверт двум мышатам очень известный сказочный герой. Вы догадались о ком речь? Это кот Леопольд (рисунок кота Леопольда). А вы помните его самое любимое предложение? Давайте скажем это предложение хором: “Ребята, давайте жить дружно?” Мышата с этим конвертом ничего не смогли сделать и обратились за помощью к нам. Поможем? 2. Актуализация знаний. Учитель. На конверте надпись: “ Вскрыть только после ответов на вопросы”. Вопросы напечатаны и приклеены на конверт. Дети по одному выбегают к доске, срывают задание с конверта, читают его и отвечают на вопрос. Если затрудняются с ответом, помогает класс. -- Все предметы при удалении …. -- Солнце в полдень находится на …….. . -- Тень в полдень показывает на …….. -- Подписать стороны света. -- Представьте, что вы летите в самолёте и смотрите вниз. Какими кажутся вам все предметы? Почему? Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт. ( Из конверта учитель достаёт нарисованный план, смотреть <Рисунок1>). Что это такое? Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске. По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям: * мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада; * мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти; * на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем. Формулирование темы урока: должны узнать, что такое “план”, “масштаб”, научиться читать план. 3. Совместное открытие нового материала. Введение понятия “рисунок”. Учитель. Посмотрите на предметы: стакан, пачка чая, литровая банка, салатница, рамка для фотографий. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок) Почему вы сделали это легко? Что же такое рисунок? Это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой. Введение понятия “план”. Учитель. Предлагаю более сложное задание: подберите к каждому предмету соответствующее изображение ( учитель открывает на доске план данных предметов. Сообща дети к каждому предмету подбирают его изображение сверху). Как вы догадались? Что же такое план? План – это чертёж, на котором все предметы изображены так, как мы их видим сверху. Зачем люди чертят планы? Кому они нужны? Прежде чем построить нашу школу, составляли план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно “ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы. Посмотрите на план нашего этажа, который я сняла в коридоре. Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара. У вас на партах лежит атлас для 6 класса, на 5 странице рассмотрите план местности. План местности нужен строителям, агрономам, геологам, солдатам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. К плану прилагаются условные знаки. Используя подсказку в атласе, давайте попробуем рассказать, как мышатам дойти до клада. На доске краткая запись: план - * чертёж, * вид сверху, * предметы уменьшены, * условные знаки. Учитель. Мы почти у клада. Как же ответить на вопрос, какое расстояние надо пройти? Какие есть предложения? (Если ни один ребёнок не предложит измерить дорогу линейкой, а затем увеличить это расстояние, учитель подводящим диалогом подводит детей к этой идее: на что похожа дорога на плане? (это отрезки), как мы измеряем длину отрезков? (линейкой), сможете измерить? (конечно), сколько сантиметров получилась дорога? ( 9см), а что написано внизу плана? ( в 1см – 1м), что это значит? (значит, наш путь 9метров)! Введение понятия “масштаб”. Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане. Учитель. Мы нашли клад ! (Достаёт сундучок, в нём лежат красивые пятёрки). Может пятёрки не для нас. Покажем, чему научились на уроке. 4. Закрепление. Учитель. Что такое план? Начертите план кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить кубик к доске или к листку и обвести). Учитель. Начертим план нашего стола. Как это сделать? (Мы не можем поднять стол и приложить его к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно стол измерить и перенести эти размеры на доску. (Дети измеряют длину и ширину стола. Учитель на доске записывает размеры). Но такой размер на доске поместится, а на ваших листках нет. Что будем делать дальше? Надо уменьшить изображение. Уменьшим размеры стола в 10 раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см. Учитель. Вы заслужили свои пятёрки и после урока получите их. Запишите в дневниках домашнее задание: страница 63 – помогите воробью Чиву вернуться домой. Введение понятия “карта”. Учитель. У нас осталось без внимания ещё одно слово. Соберите его: на доске ратка. ( Дети быстро получают слово “карта”).Посмотрите на карту – она похожа на план: предметы на ней изображены условными знаками в уменьшенном виде. Только на карте изображена очень большая местность: целая область, страна или даже вся Земля. На карту наносят большие города, крупные реки и озёра, горы. 5. Применение полученных знаний. Учитель. Откройте учебник на странице 60. Выполним задание № 1, 2, 4. 6. Итог. Учитель. Закончите предложение. С помощью плана и карты...
|
|
Всего комментариев: 0 | |