2:56 PM
Обобщающий урок  «Природные зоны России»

Обобщающий урок  «Природные зоны России»

Цели: 

- Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России».

- Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать любовь и уважение к природе.

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

По природе родной будем шагать

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

  1. Актуализация знаний.

- Из букв, которые вы видите на слайде, составьте слова. Из данных слов сформулируйте тему урока.

РОЫЕПРИДН ОЗНЫ ИРСИОС

(Природные зоны России)

- Правильно! Знакомясь с природными зонами нашей страны мы узнали много нового. Сегодня систематизируем знания о животном и растительном мире природных зон.

( Обучающиеся делятся на три команды: Синяя, жёлтая, зелёная).

- Выскажите свои предположения, почему команды обозначены именно этими цветами?

(Обучающиеся высказывают свои предположения. Синий цвет обозначает реки, моря, озера. Жёлтый - солнце, без которого не было бы жизни на нашей планете. Зеленый – леса, поля, степи.)

- Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе. Работать будем в группах и индивидуально, для этого давайте вспомним правила работы в группе: 

- Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному)

– Сколько природных зон находится в России? Назовите их. – Покажите их на карте.

(Дети называют природные зоны, показывают их на карте)

  1. Основная часть.

- На ваших столах лежат конверты. В  конвертах лежит информация о природных зонах России, но нет названия природных зон. По имеющейся информации о животном мире, растительном  мире и климатических условиях вам надо определить природные зоны.

- Как только задания будут выполнены, поднимите флажок.

Задания для команды синих.

Конверт № 1

По описанию определите, какая это природная зона.

- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктическая пустыня)

Узнайте  растение по описанию:

- Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)

- Это травянистое растение. Существует более 50 видов данных растений. Ярким и желтый цвет лепестков украшает пейзаж данной природной зоны. Еще это растение обитает в степях и его лепестки красного цвета. (Полярный мак)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Звездчатка, лютик)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Самый крупный хищник Арктики. От морозов его спасает толстый слой жира и густой мех. Питается рыбой, тюленями. Отлично плавает и ныряет. Занесён в Международную красную книгу. (Белый медведь)

- Это животное является самой свирепой и крупной птицей данной природной зоны. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на птиц, и на грызунов. (Полярная сова)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Чайка бургомистр кит, и, т.д.)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

Конверт № 2

По описанию определите, какая это природная зона.

- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Зона лесов)

Узнайте  растение по описанию:

- У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны. ( Дуб)

- это хвойное вечнозелёное дерево легко узнать по стройному силуэту и золотисто-коричневой коре. Оно достигает 40-45 м в высоту и живёт до 600 лет. ( Сосна)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (берёза, осина, ель и, т.д.)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Это животное живёт в лесах. Любит лазить по деревьям. Может быстро бегать и хорошо плавать. Любимое лакомство – мёд и малина. А ещё он отличный рыболов. (Бурый медведь)

- У этого животного густой мех, рыжевато-бурый. Уши и мордочка у неё острые, глаза янтарного цвета. Пушистый хвост может быть размером с туловище. У этого животного великолепный слух и обоняние. (Лисица)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Заяц, лось, волк, белка и, т.д.)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

Задания для команды красных.

Конверт № 1

По описанию определите, какая это природная зона.

- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. ( Субтропики)

Узнайте  растение по описанию:

- Растёт на побережье Чёрного моря, а родина – Северная Америка, где растение называют «огуречное дерево», из-за формы плодов. На листьях раньше писали письма, они вырастают величиной с тарелку. (Магнолия)

- Растёт в тропических лесах, но они встречаются ив пустынях и морских побережьях.  Оно  может расти в виде дерева или кустарника. В высоту могут достигать до 50 метров. Листья, у этого растения, либо перистые, либо веерные. У растения, растущего в виде дерева  листья находятся  на верхушке ствола. (Пальма)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Бук, кипарис и, т.д.)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Это животное обитает в воде, но это не рыба, а млекопитающее. Оно одно из самых загадочных обитателей планеты. Интеллект этих морских жителей считают настолько высоким, что их называют «людьми моря». (Дельфин)

- Крылья у этой птицы приспособлены к длительному маневренному полёту. Хорошо плавают. Питаются рыбой. Название происходит от звукоподражательного «чай» передающего крик этой птицы. (Чайка)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Косуля, баклан и, т.д.)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

Конверт № 2

По описанию определите, какая это природная зона.

- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)

Узнайте  растение по описанию:

- У этого растения твердый каменный ствол, корни уходят далеко в землю, ветви корявые, перекрученные. (Саксаул)

- У этого растения длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину 20 метров. Листья в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. (Верблюжья колючка)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Пальма песчаная осока и, т.д.)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Маленькое животное, относящееся к отряду грызунов. Эти животные напоминают по внешности мышей с той лишь разницей, что у них очень короткие передние конечности, и эти зверьки не пользуются ими при передвижении. Кроме того, эти животные обладатели больших ушей. (Тушканчик)

- Это животное водит караваны через данную природную зону. Оно выносливо, долго может обходиться без воды. Имеет один или два горба. (Верблюд)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Песчанка, разные виды змей, ушастый ёж и, т.д.)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

Задания для команды жёлтых.

Конверт № 1

По описанию определите, какая это природная зона.

- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)

Узнайте  растение по описанию:

- Второе название этого растения олений мох. Хороший корм для северных оленей. Некоторые виды содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами. (Ягель)

- Это растение встречается в данной природной зоне. Это дерево совсем не похоже на всем нам известное дерево считающееся символом России. Листочки их очень схожи, но у данного дерева они совсем мелкие. Также это дерево называю ерником. (Карликовая берёза)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Морошка, брусника и, т.д.)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Это животное называю северным красавцем. Питается ветками деревьев, грибы, ягель. Большую пользу приносят жителям данной природной зоны. Имеют ветвистые рога. (Северный олень)

- Это хищник, млекопитающий из рода лисиц. Его называют полярной лисицей. От лисицы отличается меньшими размерами. У этих животных отлично развито обоняние и очень тонкий слух. Мех этого животного имеет белый цвет. (Песец)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Леминг, белая куропатка)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

Конверт № 1

По описанию определите, какая это природная зона.

- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)

Узнайте  растение по описанию:

- Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)

- Это травянистое растение. Существует более 50 видов данных растений. Ярким и красивым украшением степей является это растение. Бутоны у растения большие, распускаются на длинных тонких стеблях. Семена собираются в коробочку. (Мак)

Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Тюльпан, ирис и, т.д.)

По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне.

- Это хищная степная птица с широкими и длинными крыльями и коротким закруглённым хвостом. Окраска птицы однотонная коричневато-бурая. Кормится грызунами средних размеров. Сильные когти на лапах и острое зрение приходят на помощь птицам в добывании пищи. (Степной орёл)

- Небольшой грызун. Задние лапки этих зверьков несколько длиннее, чем передние. Основное отличие этих животных от других грызунов заключаются в форме их ушей: они коротенькие и слегка опущены вниз. Шерсть короткая и густая. Если он чувствует опасность, то издаёт пронзительный свист. (Суслик)

Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Хомяк, лисица и, т.д.)

Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны.

Выполнив задания, обучающиеся выходят и интерактивной доске и заполняют ячейки природных зон.

  1. Индивидуальная работа.

Самопроверка по эталону и оценивание в листе самооценки.

  Найди и исправь ошибки.

     Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада (востока), Атлантическим с востока (запада), Северным Ледовитым с севера. Самая длинная река России – Волга (Лена), а самое глубокое озеро – Онежское (Байкал). Только одна большая река – Енисей (Волга) - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны 8 (6) природных зон. Самая северная – субтропики (зона арктических пустынь), самая большая – зона (мешанных лесов) степей, холодная пустыня (тундра) и жаркая тундра (пустыня).

Загадки:

1.Мною питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки)

2.Хозяин Арктики. (Белый медведь)

3.В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)

4.Что за дерево стоит? Ветра нет - оно дрожит. ( Осина)

5.Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. ( Комар)

6.Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

7.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

8.Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза)

9.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. ( Мох)

(На слайде даны правильнее ответы. Исправляют ошибки)

  1. Итог урока

Вы молодцы! Отлично поработали.

Рефлексия:

Какая же перед нами стояла цель? Достигли ли мы этой цели?

Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?

В чем были ваши трудности?

Что для этого нужно сделать?

Закончите предложения:

1. На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я….

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…

-Оцените свою работу на уроке.

д/з

Знакомясь с природными зонами, мы обращали внимание на экологические проблемы. К сожалению, они есть в каждой природной зоне.

Поэтому д/з: подготовить презентацию или сообщение по экологической  проблеме любой из природных зон.

Категория: Окружающий мир | Просмотров: 95 | Добавил: Oxana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0