2:56 PM Обобщающий урок «Природные зоны России» |
Обобщающий урок «Природные зоны России» Цели: - Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России». - Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитывать любовь и уважение к природе.
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. По природе родной будем шагать Наблюдать, анализировать, рассуждать.
- Из букв, которые вы видите на слайде, составьте слова. Из данных слов сформулируйте тему урока. РОЫЕПРИДН ОЗНЫ ИРСИОС (Природные зоны России) - Правильно! Знакомясь с природными зонами нашей страны мы узнали много нового. Сегодня систематизируем знания о животном и растительном мире природных зон. ( Обучающиеся делятся на три команды: Синяя, жёлтая, зелёная). - Выскажите свои предположения, почему команды обозначены именно этими цветами? (Обучающиеся высказывают свои предположения. Синий цвет обозначает реки, моря, озера. Жёлтый - солнце, без которого не было бы жизни на нашей планете. Зеленый – леса, поля, степи.) - Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе. Работать будем в группах и индивидуально, для этого давайте вспомним правила работы в группе: - Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному) – Сколько природных зон находится в России? Назовите их. – Покажите их на карте. (Дети называют природные зоны, показывают их на карте)
- На ваших столах лежат конверты. В конвертах лежит информация о природных зонах России, но нет названия природных зон. По имеющейся информации о животном мире, растительном мире и климатических условиях вам надо определить природные зоны. - Как только задания будут выполнены, поднимите флажок. Задания для команды синих. Конверт № 1 По описанию определите, какая это природная зона. - Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктическая пустыня) Узнайте растение по описанию: - Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники) - Это травянистое растение. Существует более 50 видов данных растений. Ярким и желтый цвет лепестков украшает пейзаж данной природной зоны. Еще это растение обитает в степях и его лепестки красного цвета. (Полярный мак) Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Звездчатка, лютик) По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне. - Самый крупный хищник Арктики. От морозов его спасает толстый слой жира и густой мех. Питается рыбой, тюленями. Отлично плавает и ныряет. Занесён в Международную красную книгу. (Белый медведь) - Это животное является самой свирепой и крупной птицей данной природной зоны. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на птиц, и на грызунов. (Полярная сова) Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Чайка бургомистр кит, и, т.д.) Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны. Конверт № 2 По описанию определите, какая это природная зона. - Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Зона лесов) Узнайте растение по описанию: - У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны. ( Дуб) - это хвойное вечнозелёное дерево легко узнать по стройному силуэту и золотисто-коричневой коре. Оно достигает 40-45 м в высоту и живёт до 600 лет. ( Сосна) Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (берёза, осина, ель и, т.д.) По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне. - Это животное живёт в лесах. Любит лазить по деревьям. Может быстро бегать и хорошо плавать. Любимое лакомство – мёд и малина. А ещё он отличный рыболов. (Бурый медведь) - У этого животного густой мех, рыжевато-бурый. Уши и мордочка у неё острые, глаза янтарного цвета. Пушистый хвост может быть размером с туловище. У этого животного великолепный слух и обоняние. (Лисица) Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Заяц, лось, волк, белка и, т.д.) Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны. Задания для команды красных. Конверт № 1 По описанию определите, какая это природная зона. - Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. ( Субтропики) Узнайте растение по описанию: - Растёт на побережье Чёрного моря, а родина – Северная Америка, где растение называют «огуречное дерево», из-за формы плодов. На листьях раньше писали письма, они вырастают величиной с тарелку. (Магнолия) - Растёт в тропических лесах, но они встречаются ив пустынях и морских побережьях. Оно может расти в виде дерева или кустарника. В высоту могут достигать до 50 метров. Листья, у этого растения, либо перистые, либо веерные. У растения, растущего в виде дерева листья находятся на верхушке ствола. (Пальма) Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Бук, кипарис и, т.д.) По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне. - Это животное обитает в воде, но это не рыба, а млекопитающее. Оно одно из самых загадочных обитателей планеты. Интеллект этих морских жителей считают настолько высоким, что их называют «людьми моря». (Дельфин) - Крылья у этой птицы приспособлены к длительному маневренному полёту. Хорошо плавают. Питаются рыбой. Название происходит от звукоподражательного «чай» передающего крик этой птицы. (Чайка) Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Косуля, баклан и, т.д.) Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны. Конверт № 2 По описанию определите, какая это природная зона. - Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня) Узнайте растение по описанию: - У этого растения твердый каменный ствол, корни уходят далеко в землю, ветви корявые, перекрученные. (Саксаул) - У этого растения длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину 20 метров. Листья в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. (Верблюжья колючка) Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Пальма песчаная осока и, т.д.) По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне. - Маленькое животное, относящееся к отряду грызунов. Эти животные напоминают по внешности мышей с той лишь разницей, что у них очень короткие передние конечности, и эти зверьки не пользуются ими при передвижении. Кроме того, эти животные обладатели больших ушей. (Тушканчик) - Это животное водит караваны через данную природную зону. Оно выносливо, долго может обходиться без воды. Имеет один или два горба. (Верблюд) Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Песчанка, разные виды змей, ушастый ёж и, т.д.) Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны. Задания для команды жёлтых. Конверт № 1 По описанию определите, какая это природная зона. - Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра) Узнайте растение по описанию: - Второе название этого растения олений мох. Хороший корм для северных оленей. Некоторые виды содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами. (Ягель) - Это растение встречается в данной природной зоне. Это дерево совсем не похоже на всем нам известное дерево считающееся символом России. Листочки их очень схожи, но у данного дерева они совсем мелкие. Также это дерево называю ерником. (Карликовая берёза) Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Морошка, брусника и, т.д.) По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне. - Это животное называю северным красавцем. Питается ветками деревьев, грибы, ягель. Большую пользу приносят жителям данной природной зоны. Имеют ветвистые рога. (Северный олень) - Это хищник, млекопитающий из рода лисиц. Его называют полярной лисицей. От лисицы отличается меньшими размерами. У этих животных отлично развито обоняние и очень тонкий слух. Мех этого животного имеет белый цвет. (Песец) Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Леминг, белая куропатка) Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны. Конверт № 1 По описанию определите, какая это природная зона. - Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи) Узнайте растение по описанию: - Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль) - Это травянистое растение. Существует более 50 видов данных растений. Ярким и красивым украшением степей является это растение. Бутоны у растения большие, распускаются на длинных тонких стеблях. Семена собираются в коробочку. (Мак) Назовите ещё 2-3 растения данной природной зоны. (Тюльпан, ирис и, т.д.) По описанию узнайте животное, проживающее в данной природной зоне. - Это хищная степная птица с широкими и длинными крыльями и коротким закруглённым хвостом. Окраска птицы однотонная коричневато-бурая. Кормится грызунами средних размеров. Сильные когти на лапах и острое зрение приходят на помощь птицам в добывании пищи. (Степной орёл) - Небольшой грызун. Задние лапки этих зверьков несколько длиннее, чем передние. Основное отличие этих животных от других грызунов заключаются в форме их ушей: они коротенькие и слегка опущены вниз. Шерсть короткая и густая. Если он чувствует опасность, то издаёт пронзительный свист. (Суслик) Назовите ещё 2-3 животных данной природной зоны. (Хомяк, лисица и, т.д.) Расскажите об экологических проблемах данной природной зоны. Выполнив задания, обучающиеся выходят и интерактивной доске и заполняют ячейки природных зон.
Самопроверка по эталону и оценивание в листе самооценки. Найди и исправь ошибки. Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим с запада (востока), Атлантическим с востока (запада), Северным Ледовитым с севера. Самая длинная река России – Волга (Лена), а самое глубокое озеро – Онежское (Байкал). Только одна большая река – Енисей (Волга) - несет свои воды в Каспийское море. На территории страны 8 (6) природных зон. Самая северная – субтропики (зона арктических пустынь), самая большая – зона (мешанных лесов) степей, холодная пустыня (тундра) и жаркая тундра (пустыня). Загадки: 1.Мною питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки) 2.Хозяин Арктики. (Белый медведь) 3.В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц) 4.Что за дерево стоит? Ветра нет - оно дрожит. ( Осина) 5.Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. ( Комар) 6.Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова) 7.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось) 8.Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза) 9.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. ( Мох) (На слайде даны правильнее ответы. Исправляют ошибки)
Вы молодцы! Отлично поработали. Рефлексия: Какая же перед нами стояла цель? Достигли ли мы этой цели? Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий? В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Закончите предложения: 1. На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я…. 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был… -Оцените свою работу на уроке. д/з Знакомясь с природными зонами, мы обращали внимание на экологические проблемы. К сожалению, они есть в каждой природной зоне. Поэтому д/з: подготовить презентацию или сообщение по экологической проблеме любой из природных зон. |
|
Всего комментариев: 0 | |