2:54 PM
Компас

 Тема урока :Компас

Цель: обучающая: на основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и  предметов познакомиться с устройством компаса и принципом его работы, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу и местным признакам. 
развивающая: развивать речь, память, внимание, расширять кругозор, активизировать словарный запас; воспитывающая: способствовать формированию ответственного отношения к учению; воспитывать культуру учебного труда; 
Тип урока: объяснение нового 
Вид урока: традиционный 
Прогнозируемый результат: умение объяснить, что такое компас, строение компаса и для чего он нужен. 
Оборудование: индивидуальные компасы, таблица “Ориентирование по местным признакам”, рисунки, карточки со словами “компас”, “Китай”, простейший компас, сделанный руками учителя. 
Ход урока. 
I. Организационный момент. 
Психологический настрой: 
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова моя мыслит ясно. Я готов работать. Работаю. 
II. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания. 
1. Определение сторон горизонта. 
- Вспомните, что такое горизонт. 
- Что такое линия горизонта? 
- Назовите основные стороны горизонта, промежуточные. 
- Укажите, каких сторон не хватает на карточке? 
Работа в группах, на листах. Самопроверка. 
2. Диктант. 
- Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад. 
- Что получилось? (5). 
- У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта. 
3. Постановка темы и целей урока 
Отгадайте загадку: 
Под стеклом сижу, 
На север и на юг гляжу. 
Со мною пойдешь, 
Дорогу обратно найдешь. 
- Тема сегодняшнего урока – «Компас». (Вывешивается карточка со словом “компас”) 
- Что мы должны будем узнать? Чему научиться? 
(Дети сами ставят перед собой цель.) 
- Сегодня мы отправляемся в школу будущих туристов. Помогать нам будут инструкторы (заранее подготовленные учащиеся). 
Класс разбит на 4 группы. В каждой группе свой инструктор. 

III. Новая тема. 
1. - Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться? 
- Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд? 
- Так что же такое компас? Для чего он нужен? 
На доске открывается надпись(Компас – это прибор для определения сторон горизонта). 
Пополнение словарного запаса: компас, поверхность, предохранитель, намагниченная стрелка. 

2. Из истории возникновения компаса (рассказ учителя). 
Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. (Вывешивается карточка со словом “Китай”). Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. (Демонстрация компаса, сделанного своими руками). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. 
- Вспомним их. Потом добавились промежуточные. 
- Какие? Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях. 
3. Практическая работа в группах. 
- Рассмотрите компасы, которые лежат у вас на столах. 
- Из чего состоит компас? Рассмотрите рисунки на с.25. 
- Сравните компасы на рисунке и на столе. 


- Из чего состоит компас? 
Он состоит из: корпуса 
циферблата 
намагниченной стрелки 
предохранителя 
– надписи вывешиваются на доске. 

- А теперь проверим, правильно ли мы назвали части компаса и познакомимся, как с ним работать? (Чтение текста с.25) 
Далее с правилами работы с компасами группы знакомятся самостоятельно. 
Инструкторы объясняют и показывают каждому члену группы, учат их определять стороны горизонта по компасу. Компас установить на лист с первым заданием, т.к. на компасах надписи латинскими буквами. 
Вывод: Компас – это специальный прибор для определения сторон горизонта. 
Физкультминутка.«Мы готовы для похода» 

Мы готовы для похода, 
Но от парты не отходим. 
Поднимаем выше ноги, 
И не нужно нам дороги. 
(Ходьба на месте.) 
Птицы учатся летать, 
Плавно крыльями махать. 
Полетели, полетели, 
Опустились, посидели. 
(Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.) 
Наклоняемся вперёд, 
Прогибаемся назад: 
Кто носочки достаёт? 
Молодцы. Последний раз 
(Наклоны вперёд-назад.) 
Отдохнули все ребята, 
А теперь пора за парты. 
(Дети садятся за парты.) 


4. Задание для каждой группы. 
1-й группа - определите в классе предметы, которые находятся в северном направлении; 
2-й группа - в западном; 
3-й группа - в южном; 
4-й группа - в восточном. 
От каждой группы выходят по одному участнику и с помощью компаса определяют расположение в классе отдельных предметов (цветы с правой стороны от доски, дверь, раковина, окно). 
Учитель находит сундучок. 
- Смотрите какие красивые пятерки. А может они не для нас? Давайте докажем , что мы тоже можем получать пятерки. 
5. - Можно ли обойтись в лесу без компаса? (Выслушиваются мнения детей). 
- Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природными “компасами”). 
- А сейчас вы познакомитесь с информацией и поделитесь с другими. 
Работа в группах – чтение и обсуждение местных признаков. Выступления по группам. 
- Как ориентироваться по местным природным признакам? 
На доске плакат. Представители каждой группы рассказывают, показывают по рисункам, как ориентироваться без компаса: 
1 группа – по ветвям, стволам, коре деревьев; 
ü у отдельно стоящих деревьев ветви пышнее и гуще с южной стороны; 
ü кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне; 
ü на хвойных деревьях смола больше накапливается с южной стороны: 
2 группа – по муравейнику, по мхам и лишайникам; 
ü муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, северный – крутой. 
ü с северной стороны деревья, камни обильнее покрываются мхом и лишайником; 
3 группа – по Солнцу, по Полярной звезде; 
ü самое точное определение севера по Полярной звезде. Она «висит» прямо над нашим Северным полюсом. Но её видно хорошо только ночью; 
ü днем солнце указывается на юг, но происходит это раз в сутки, в полдень. Надо встать спиной к солнцу и определять стороны горизонта по тени; 

4 группа – по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах, по ягодам и фруктам.
ü годовые кольца на свежих пнях деревьев расположены гуще с северной стороны; 
ü снег быстрее подтаивает на южных склонах; 
ü ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны; 
- Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу? Нет. 
- Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками. 
Физкультминутка. 
IV. Закрепление новой темы через решение задач 
v Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего села. В каком направлении они должны возвращаться домой?(На запад) 
v В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?( В южном) 
v Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?( крутой склон) 

v Тест. 
1. Обведи кружками буквы правильных ответов. 
Компас имеет: 
а) циферблат; 
б) намагниченную стрелку; 
в) батарейку; 
г) корпус; 
д) предохранитель. 
2. Допиши предложение. 
В полдень Солнце бывает точно _______________. 
а) на севере; 
б) на юге; 
в) на востоке; 
г) на западе. 
3. Установи соответствие. 
Стороны горизонта можно определить: 
1. днем; а) по Полярной звезде; 
2. ночью; б) по Солнцу. 
1. Обведи кружком букву правильного ответа. 
Линия горизонта на открытом месте имеет форму: 
а) прямой линии; 
б) дуги; 
в) волны. 
2. Установи соответствие. 
1. Основные стороны горизонта: 
2. Промежуточные стороны горизонта: 
а) юг; 
б) северо-восток; 
в) юго-запад; 
г) восток. 
3. Обведи кружком букву правильного ответа. 
Прибор для определения сторон горизонта называется: 
а) термометр; 
б) барометр; 
в) компас. 
1. Обведи кружком букву правильного ответа. 
Видимая часть пространства называется: 
а) горизонтом; 
б) простором; 
в) долиной. 
2. Установи соответствие. 
1. Основные стороны горизонта: 
2. Промежуточные стороны горизонта: 
а) запад; 
б) север; 
в) юго-восток; 
г) северо-запад. 
3. Допиши предложение. 
По солнцу можно определить стороны горизонта ________________. 
а) днем; 
б) ночью. 
1. Обведи кружком буквы правильных ответов. 
Стороны горизонта можно определить по: 
а) муравейнику; 
б) оврагу; 
в) мху на пне или камне; 
г) отдельно стоящему дереву. 
2. Допиши предложение. 
Основных сторон горизонта ____________. 
а) четыре; 
б) шесть; 
в) восемь. 
3. Установи соответствие. 
Стороны горизонта можно определить: 
1. днем; а) по Полярной звезде; 
2. ночью; б) по Солнцу. 

V. Итог урока. 
- Итак, чем вы можете воспользоваться, если нужно определить стороны горизонта? 
- Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился? 
- Было ли вам интересно? 
- О чем бы вы еще хотели узнать? 
VI. Домашнее задание: 

 

Категория: Окружающий мир | Просмотров: 97 | Добавил: Oxana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0