Тема урока :Компас
Цель: обучающая: на основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и предметов познакомиться с устройством компаса и принципом его работы, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу и местным признакам.
развивающая: развивать речь, память, внимание, расширять кругозор, активизировать словарный запас; воспитывающая: способствовать формированию ответственного отношения к учению; воспитывать культуру учебного труда;
Тип урока: объяснение нового
Вид урока: традиционный
Прогнозируемый результат: умение объяснить, что такое компас, строение компаса и для чего он нужен.
Оборудование: индивидуальные компасы, таблица “Ориентирование по местным признакам”, рисунки, карточки со словами “компас”, “Китай”, простейший компас, сделанный руками учителя.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой:
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова моя мыслит ясно. Я готов работать. Работаю.
II. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.
1. Определение сторон горизонта.
- Вспомните, что такое горизонт.
- Что такое линия горизонта?
- Назовите основные стороны горизонта, промежуточные.
- Укажите, каких сторон не хватает на карточке?
Работа в группах, на листах. Самопроверка.
2. Диктант.
- Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад.
- Что получилось? (5).
- У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.
3. Постановка темы и целей урока
Отгадайте загадку:
Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мною пойдешь,
Дорогу обратно найдешь.
- Тема сегодняшнего урока – «Компас». (Вывешивается карточка со словом “компас”)
- Что мы должны будем узнать? Чему научиться?
(Дети сами ставят перед собой цель.)
- Сегодня мы отправляемся в школу будущих туристов. Помогать нам будут инструкторы (заранее подготовленные учащиеся).
Класс разбит на 4 группы. В каждой группе свой инструктор.
III. Новая тема.
1. - Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться?
- Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд?
- Так что же такое компас? Для чего он нужен?
На доске открывается надпись(Компас – это прибор для определения сторон горизонта).
Пополнение словарного запаса: компас, поверхность, предохранитель, намагниченная стрелка.
2. Из истории возникновения компаса (рассказ учителя).
Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. (Вывешивается карточка со словом “Китай”). Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. (Демонстрация компаса, сделанного своими руками). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта.
- Вспомним их. Потом добавились промежуточные.
- Какие? Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.
3. Практическая работа в группах.
- Рассмотрите компасы, которые лежат у вас на столах.
- Из чего состоит компас? Рассмотрите рисунки на с.25.
- Сравните компасы на рисунке и на столе.
- Из чего состоит компас?
Он состоит из: корпуса
циферблата
намагниченной стрелки
предохранителя
– надписи вывешиваются на доске.
- А теперь проверим, правильно ли мы назвали части компаса и познакомимся, как с ним работать? (Чтение текста с.25)
Далее с правилами работы с компасами группы знакомятся самостоятельно.
Инструкторы объясняют и показывают каждому члену группы, учат их определять стороны горизонта по компасу. Компас установить на лист с первым заданием, т.к. на компасах надписи латинскими буквами.
Вывод: Компас – это специальный прибор для определения сторон горизонта.
Физкультминутка.«Мы готовы для похода»
Мы готовы для похода,
Но от парты не отходим.
Поднимаем выше ноги,
И не нужно нам дороги.
(Ходьба на месте.)
Птицы учатся летать,
Плавно крыльями махать.
Полетели, полетели,
Опустились, посидели.
(Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.)
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад:
Кто носочки достаёт?
Молодцы. Последний раз
(Наклоны вперёд-назад.)
Отдохнули все ребята,
А теперь пора за парты.
(Дети садятся за парты.)
4. Задание для каждой группы.
1-й группа - определите в классе предметы, которые находятся в северном направлении;
2-й группа - в западном;
3-й группа - в южном;
4-й группа - в восточном.
От каждой группы выходят по одному участнику и с помощью компаса определяют расположение в классе отдельных предметов (цветы с правой стороны от доски, дверь, раковина, окно).
Учитель находит сундучок.
- Смотрите какие красивые пятерки. А может они не для нас? Давайте докажем , что мы тоже можем получать пятерки.
5. - Можно ли обойтись в лесу без компаса? (Выслушиваются мнения детей).
- Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природными “компасами”).
- А сейчас вы познакомитесь с информацией и поделитесь с другими.
Работа в группах – чтение и обсуждение местных признаков. Выступления по группам.
- Как ориентироваться по местным природным признакам?
На доске плакат. Представители каждой группы рассказывают, показывают по рисункам, как ориентироваться без компаса:
1 группа – по ветвям, стволам, коре деревьев;
ü у отдельно стоящих деревьев ветви пышнее и гуще с южной стороны;
ü кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне;
ü на хвойных деревьях смола больше накапливается с южной стороны:
2 группа – по муравейнику, по мхам и лишайникам;
ü муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, северный – крутой.
ü с северной стороны деревья, камни обильнее покрываются мхом и лишайником;
3 группа – по Солнцу, по Полярной звезде;
ü самое точное определение севера по Полярной звезде. Она «висит» прямо над нашим Северным полюсом. Но её видно хорошо только ночью;
ü днем солнце указывается на юг, но происходит это раз в сутки, в полдень. Надо встать спиной к солнцу и определять стороны горизонта по тени;
4 группа – по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах, по ягодам и фруктам.
ü годовые кольца на свежих пнях деревьев расположены гуще с северной стороны;
ü снег быстрее подтаивает на южных склонах;
ü ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны;
- Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу? Нет.
- Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками.
Физкультминутка.
IV. Закрепление новой темы через решение задач
v Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего села. В каком направлении они должны возвращаться домой?(На запад)
v В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?( В южном)
v Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?( крутой склон)
v Тест.
1. Обведи кружками буквы правильных ответов.
Компас имеет:
а) циферблат;
б) намагниченную стрелку;
в) батарейку;
г) корпус;
д) предохранитель.
2. Допиши предложение.
В полдень Солнце бывает точно _______________.
а) на севере;
б) на юге;
в) на востоке;
г) на западе.
3. Установи соответствие.
Стороны горизонта можно определить:
1. днем; а) по Полярной звезде;
2. ночью; б) по Солнцу.
1. Обведи кружком букву правильного ответа.
Линия горизонта на открытом месте имеет форму:
а) прямой линии;
б) дуги;
в) волны.
2. Установи соответствие.
1. Основные стороны горизонта:
2. Промежуточные стороны горизонта:
а) юг;
б) северо-восток;
в) юго-запад;
г) восток.
3. Обведи кружком букву правильного ответа.
Прибор для определения сторон горизонта называется:
а) термометр;
б) барометр;
в) компас.
1. Обведи кружком букву правильного ответа.
Видимая часть пространства называется:
а) горизонтом;
б) простором;
в) долиной.
2. Установи соответствие.
1. Основные стороны горизонта:
2. Промежуточные стороны горизонта:
а) запад;
б) север;
в) юго-восток;
г) северо-запад.
3. Допиши предложение.
По солнцу можно определить стороны горизонта ________________.
а) днем;
б) ночью.
1. Обведи кружком буквы правильных ответов.
Стороны горизонта можно определить по:
а) муравейнику;
б) оврагу;
в) мху на пне или камне;
г) отдельно стоящему дереву.
2. Допиши предложение.
Основных сторон горизонта ____________.
а) четыре;
б) шесть;
в) восемь.
3. Установи соответствие.
Стороны горизонта можно определить:
1. днем; а) по Полярной звезде;
2. ночью; б) по Солнцу.
V. Итог урока.
- Итак, чем вы можете воспользоваться, если нужно определить стороны горизонта?
- Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился?
- Было ли вам интересно?
- О чем бы вы еще хотели узнать?
VI. Домашнее задание:
|