7:12 PM
Я.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Конспект урока «Такой незнакомый знакомый мир» по книге Я.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Цели урока:

1. создать условия для знакомства учащихся с творчеством Яна Леопольдовича Ларри; развития мыслительной деятельности учащихся: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления;

2. учить ориентироваться в тексте большого объёма, развивать навыки выразительного чтения

3. воспитывать интерес и любовь к чтению

Ход урока

1.         Организационный этап. Психологический настрой.

Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Огромное солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья,

ты можешь, ты должен друзьям подарить.

2.         Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, как вы понимаете выражение «Такой незнакомый знакомый мир»?

(Мир, который нас окружает, нам кажется понятным и обыкновенным. А на самом деле мир сложный, постоянно меняющийся, таит в себе много загадок и тайн. Самая большая загадка- природа).

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Верно, тема нашего урока - удивительный и загадочный миниатюрный мир, в котором живут насекомые) Я предлагаю вам сегодня пережить те приключения, которые случились с ребятами, которые оказались в нем)

3.         Актуализация знаний.

Перед тем, как окунуться в этот удивительный мир природы, я хочу познакомить вас с автором этого произведения. Перед вами рабочие листы. Рассмотрите портрет писателя и прочитайте библиографическую справку.

Что вы узнали?

-Заметили ли вы необычное в судьбе писателя? (портрет арестованного)

- Ян Лари очень хотел усовершенствовать жизнь людей в обществе и написал произведение «Небесный гость», которое выражало негативное отношение к тогдашней действительности, и был лишён свободы на долгих 15 лет. В конце концов, писатель был оправдан, а мы имеем возможность читать его произведения.

К какому жанру относится это произведение? (сказочная повесть)

Работа в паре.

В рабочих листах зачеркните признаки, которые не относятся к этому жанру. Молодцы.

Что вы можете сказать о главных героях повести? (Это Карик, Валя и Иван Гермогенович Енотов). Кто они? (дети и профессор)

В рабочих листах заполните характеристику главных героев. Что у вас получилось?

4. Обобщение и систематизация знаний

Предлагаю вам оказаться в этом удивительном миниатюрном мире и ответить на вопросы викторины.

Викторина

1.Как называется наука о насекомых?

2.Какие жуки носят название того месяца, в котором появились?

3.Кто перенес Карика и Валю из кабинета профессора Енотова на пруд? 

4.С помощью чего уменьшились главные герои повести Карик и Валя?

5.Что помогло Карику и Вале выбраться из пещеры водяного паука?

6.Почему ребята не сразу почувствовали недостаток кислорода в пещере? Как дышит паук-аргиронет под водой?

7.Однажды ночью «ореховую гостиницу» Карика и Вали унес порыв ветра по реке. Иван Гермогенович догонял ребят на «Страшном» плоту. Чем был страшен этот плот?

8.Из чего построили путешественники корабль?

9.Почему корабль назывался «Карабус»?

10.Какое насекомое скользит по воде, словно конькобежец по льду?

11.Кто из насекомых может расплодиться за одно только лето так, что вся земля покроется слоем этих насекомых в 14 метров толщиной?

12.Кто научил человека делать бумагу?

13.Какому насекомому в Австралии поставили памятник?

14.У кого уши на ногах?

15.Чем слушают комары, муравьи, бабочки?

Прием «Живые картинки» (презентация)

Ребята, посмотрите на иллюстрации и вспомните, какой это эпизод.

Физминутка (презентация)

5. Применение знаний и умений.

 В ходе чтения произведения вы встретились с новыми словами. В рабочих листах соотнесите слово и его значение.

Водокрас — красивое водное растение.

Росянка — хищный цветок, питающийся насекомыми.

Эвмена — хищная оса.

Энотера — красивый цветок

Эмпуза — гриб-паразит

Экофора — редкая бабочка.

Энтомолог-ученый, изучающий насекомых

Кроссворд (работа в группах)

https://learningapps.org/watch?v=pzovtowoj21

6. Контроль усвоения.

Ребята, вспомните содержание повести и установите очередность событий. (рабочий лист)

1.Карик и Валя по неосторожности выпивают уменьшающей жидкости, и их уносит на себе стрекоза.

2.Профессор Енотов спешит на помощь детям, и тоже пьет уменьшающую жидкость.

3.Много приключений происходит с детьми и профессором, но они находят друг друга и спешат к маяку, где находится увеличивающая жидкость.

4.Таинственный мир насекомых раскрывается перед детьми во всей красе, но в этом мире легко погибнуть.

5.Используя шмелей, профессор и дети добираются до маяка, где детям удается увеличиться, а профессору нет.

6.Дети несут маленького профессора домой, и там он возвращает себе свои размеры.

Ребята, предлагаю вам высказать свое мнение об этой книге. Что вам понравилось или наоборот. (Прием «Микрофон»). Запишите и нарисуйте понравившийся вам эпизод из книги. (рабочий лист)

Какая главная мысль этого произведения? Что хотел автор показать нам? (Нас окружает огромный мир, полный чудес, который расположен прямо у нас под ногами. Главное оружие человека - его ум и знания, и они всегда дают человеку преимущество перед животными и стихией. Эта повесть учит нас любить природу и животных, изучать мир насекомых. Учит любознательности, пытливости. Учит стремиться получать новые знания, быть смелыми и храбрыми, находить выход из любой ситуации, и всегда держаться вместе, помогая друг другу)

В рабочих листах найдите пословицы, которые подходят к содержанию повести.

Человек - венец природы.

Доброе дело полвека живет.

Красна птица пером, а человек умом.

На товарища надейся, и сам его выручай.

Где родился, там и пригодился.

7. Рефлексия

Ребята, чем запомнился вам урок? Какие знания вам пригодятся в жизни? Какие нет? (презентация, рефлексия «Чемодан, мясорубка, ведро»)

Наш урок подходит к концу. А вместе с ним удивительная история путешествия мальчика и девочки в мире насекомых. Не забывайте, ребята, человек велик не ростом, а своим умом. В наших руках самое сильное оружие – знание.

Предлагаю вам оформить нашу собственную книгу «Такой знакомый незнакомый мир» (обучающиеся заранее принесли сообщения о насекомых). Спасибо за урок!

 

Категория: Литературное чтение | Просмотров: 142 | Добавил: Oxana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0