7:18 PM Анджела Нанетти «Мой дедушка был вишней» |
Тема: «Кусочек доброты - в сердце каждому» Цель: организовать деятельность учащихся по знакомству с биографией и творчеством Анджелой Нанетти и ее произведением «Мой дедушка был вишней» Ход мероприятия Организационный момент. Вступительное слово учителя. Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Дети:Да! Учитель: Тогда вперед! Сообщение темы. Формулировка цели и задач занятия. -Ребята, на слайде высказывание. Но оно рассыпалось. Попробуйте его собрать. «у кого, золото, дед, в волосах, это, а, серебро, тот, в сердце» (деятельность детей) «Дед — это тот, у кого серебро в волосах, а золото в сердце». (Слайд№2) -Молодцы! Верно. Как вы его понимаете? (ответы детей). - Сегодня мы рассмотрим очень серьезную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать. Сформулируйте тему и цель урока. (учитель помогает сформулировать цель и наметить пути её достижения) Усвоение новых знаний. Знакомство с биографией автора. - У нас есть творческая группа, которая подготовила рассказ об авторе. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Чей это портрет? (Слайд №3). – Да, это Анджела Нанетти. Что вам известно о жизни этой писательницы? Сообщения учащихся. Анджела Нанетти – итальянская писательница. Родилась 8 ноября 1942 в Будрио (провинция Болонья, Италия). Там она окончила школу и поступила в университет, где изучала средневековую историю. Потом она переехала в Пескару и работала там учителем в старших классах. Только в 1995 она перестала преподавать и смогла наконец полностью посвятить себя творчеству. Ее книги переведены на 22 языка, их читают по всему миру. К сожалению, на русском языке издана всего одна книга, повесть «Мой дедушка был вишней» (2011).(Слайд№4) Начала писать в 1984 году. Первая книга – роман «Размышления Адальберта» о том, как ощущает себя одиннадцатилетний ребенок, стоящий на пороге взросления, – сразу принесла ей известность. В 2003 году Нанетти получила национальную премию Андерсена в номинации «лучший писатель Италии». (Премия Андерсена вручается лучшим детским писателям или художникам, это самая престижная премия в мире детской литературы, ее еще называют «Малая Нобелевская премия».) Нанетти называет себя писателем для детей и «новых взрослых». И действительно, у нее есть и книги для самых маленьких читателей, и серьезные романы. Анджела считает, что современные дети утратили естественную свободу, они слишком задавлены напряженным ритмом современной жизни, они не знают, что такое тишина, и поэтому боятся ее. В своих мудрых книгах она рассказывает увлекательные истории, помогающие вернуть детям немного естественности и умиротворенности. В ее книгах дети мечтают, мамы волнуются и все понимают, а дедушки лазают по деревьям и приносят счастье. Актуализация знаний. Учитель демонстрирует книгу детям. Ребята, когда вы начинали читать это произведение, вас ничего не удивило? (Ответы детей- само название книги, рисунок на обложке.) (Слайд №5) Название действительно необычное. Я бы даже сказала фантастическое. Как вы считаете, какой смысл вложил автор в название книги? (После смерти дедушки, внук Тонино видит его в вишневом дереве, потому что больше всего дедушка любил его). Если бы вам предложили озаглавить эту книгу, какие могли бы быть варианты? На обложке изображена вишня. Как называли ее? Символом чего выступает это дерево в произведении? (Феличе (вишня) - символ счастливого прошлого, которое может стать будущим для его сестренки) -Назовите главных героев повести. От чьего лица ведется повествование? (от мальчика Тонино) Сколько ему лет? (в начале книги 4 года, к концу – около 7 лет) -Как вы думаете, почему мы видим события глазами именно семилетнего мальчика? (От рождения до семи лет семья играет самую важную роль в формировании ребёнка. В этом возрасте закладываются основы его характера.). -А вы помните себя в 4 года? Когда вы читали книгу, что вам вспоминалось, какими были в этом возрасте вы, что вы думали, какие интересные случаи с вами происходили? Среди вас есть такие, кто, читая, вспомнил из своего детства что-то очень похожее на описываемое в книге? (выступления учащихся) Применение знаний. -Каждая семья уникальна, и это прекрасно, что вы, несмотря на каждодневное, будничное общение с такими привычными для вас людьми, смогли отметить в своих мамах и папах, дедушках и бабушках, братьях и сёстрах то особенное, что поражает и восхищает вас в них более всего. -Ребята, я попрошу вас нарисовать древо семьи Тонино. Составление генеалогического дерева семьи. (Слайд№6)
Как вы считаете, легко ли жить в семье, члены которой очень разные по характеру? Почему? Вы, наверняка, знакомы с выражением «найти свою половинку». Когда создаются молодые семьи, то про них говорят «две половинки». Как вы считаете, что подразумевают под этим словосочетанием: две одинаковые половинки одного целого или две разные половинки, скреплённые в семье? Как вы думаете, кто из героев лучше всего подходит под это описание? Можно ли утверждать, что настоящая семья – это союз людей с одинаковыми характерами? Работа с древом: -Какой характер у мамы и папы Тонино? Подберите цитату из текста. («Когда мама нервничает, папа очень здорово себя ведет: по его словам, это потому, что он думает головой, а не сердцем, как мама».) Всегда ли мама и папа понимали друг друга? Как бы вы посоветовали поступить им для улаживания отношений? -Что мы знаем о семье бабушки Антониэтты и дедушки Луиджи? Найдите отрывки в тексте. («Городских дедушку и бабушку звали Луиджи и Антониэтта, и они были такие же, как все городские жители.». «Луиджи и Антониэтта жили в нашем доме, и мы виделись как минимум четыре раза в день»). Какими представлена семья бабушки Теодолинды и дедушки Оттавиано? Найдите отрывки в тексте. («Деревенских дедушку и бабушку звали Оттавиано и Теодолинда, и они не были похожи ни на кого — даже на своих соседей». «Деревенские бабушка и дедушка — совсем другие люди. Вместо собаки они держали кур и гусей, с которыми вовсе не надо было гулять по четыре раза в день. И жили они не этажом выше, а в сорока километрах от города. Поэтому виделись мы примерно два раза в месяц») Как относились друг к другу бабушки и дедушки, мама и папа? Понимали ли они друг друга? (Мама и папа, семьи бабушек и дедушек очень разные по характеру. Они не всегда понимают друг друга). -Почему между членами семьи установились такие отношения? (Их мировоззрение настолько различно, что возникают неприятные моменты, натянутые отношения). -Отчего мировоззрения членов семьи разные? (Истоки разных мировоззрений семей бабушек и дедушек следует искать в их образе жизни. -Как вы относитесь к деревенскому и городскому образу жизни? Какой из них вам нравится больше? Почему? -Какой образ жизни в большей степени приветствует А.Нанетти? Как вы это поняли? (Автор при описании семьи бабушки и дедушки из города иронизирует. Постоянные прогулки с собакой, одни и те же вопросы внуку вызывают недовольство Тонино. Именно через его реплики и оценки мы узнаём об образе жизни этих персонажей и воспринимаем их. Сам Тонино признаётся, что сильнее любит деревенских бабушку и дедушку. Отношения между внуком и деревенскими «родителями» раскрыты более подробно благодаря картинам деревенской жизни. Главный герой сообщает о духовном общении с бабушкой и дедушкой, замечает и восхищается их индивидуальностью.) -Мы с вами подобрались ещё к одним персонажам повести: гусыне Альфонсине и собаке Флоппи. Кто вам нравится больше и почему? Кто может найти цитату, выражающую отношение дедушки Оттавиано к Флоппи? («Дедушка Оттавиано говорил, что Флоппи уже не относится к собачьему роду. Но и до людей ей было далеко: как минимум потому, что она не умела говорить. В общем, Флоппи лишь наполовину была собакой, и все это из-за дедушки с бабушкой. Они обращались с ней как с ребенком, причём довольно глупым ребенком».) -Как вы думаете, можно ли дорисовать Флоппи и Альфонсину к остальным членам семьи? -Ребята, я хотела бы предложить вам ещё следующий вариант древа (Слайд№7). Почему он выглядит таким образом? Как вы можете прокомментировать такое древо семьи? -Почему своеобразным «стволом» является дедушка? (Тонино больше всех любил дедушку, дедушка – самый интересный и самый нравственный герой произведения). Как бы вы соотнесли эту схему с названием произведения? (Вишня – дерево, которое дедушка посвятил рождению дочери и в жизнь которого вложил всю душу. Дерево сопутствовало истории семьи, вместе с ним росли дети – поколения. Между вишней и дедушкой существовала необъяснимая духовная связь, они понимали друг друга. Не думая о собственном здоровье, дедушка всю ночь жжёт костер, чтобы уберечь нежное вишнёвое деревце от заморозков и не дать ему погибнуть.) -Правильно, молодцы! Скажите, пожалуйста, можно ли вишню считать членом семьи? («Мама и вишня росли вместе и были членами одной семьи»). Член семьи – это признак не одушевлённости, а обоюдного чувства, именно любовь скрепляет семейный союз. -Обобщив всю сказанную характеристику героев, выполните задание при помощи онлайн-сервиса LearningApps. https://learningapps.org/watch?v=praiudubn21 Установите соответствия и определите, к какому эпизоду данная иллюстрация. Работа в группах. Ребята, каждой группе досталась картинка. Объясните, что это и как связано с книгой, подтвердите фрагментом из книги. (Слайд №8) Работа в парах. Составление синквейна «Дедушка» (Слайд №9) Просмотр мультфильма «Мой дедушка был вишней». Ребята сравните содержание фильма и книги. Что авторы пропустили? Все ли эпизоды совпадают? Итог урока. Рефлексия. - С каким писателем мы сегодня познакомились? -Какую книгу мы прочитали? Какая главная мысль повести? (Только детская искренность и преданность иногда способна решить то, что не под силу взрослым и показать те вещи, которые на самом деле важны). Ты не умираешь, пока тебя кто-то любит и о тебе помнят. Рефлексия «Дерево» (учащиеся вешают листочки на дерево, в которых их мнение о книге, мысли о семье) (Слайд №10) -Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас. -«Мой дедушка был вишней" - это удивительно теплая история удивительной, хоть и простой семьи, в которой происходит то же самое, что может произойти у каждого из нас. Это история преданности, верности и дружбы. И самой-самой большой любви на свете. - У меня возник такой вопрос: для кого все-таки больше написан этот рассказ - для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей. Творческое задание (написать рассказ о своей семье; о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию).
|
|
Всего комментариев: 0 | |